Судья Поникаровская С.А. Дело № 33-828/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 14 февраля 2012 года г. Ханты-Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Оспичева И.М., судей Старцевой Е.А., Ковалева А.А., при секретаре Мелехине А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации г. Нефтеюганска об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», департамент образования и молодежной политики администрации г. Нефтеюганска, дума г. Нефтеюганска, департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, по кассационной жалобе администрации г. Нефтеюганска на решение Нефтеюганского городского суда от 1 декабря 2011 года, которым постановлено: Признать незаконным бездействие администрации города Нефтеюганска, выраженное в неустановлении пандусов. Обязать администрацию города Нефтеюганска обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в здание МБОУ «СОШ № 14», расположенного по адресу: гор. Нефтеюганск, 11 «Б» микрорайон, здание № 52, путем устройства до 31 декабря 2012 года пандусов. Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения представителя департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Добровольской А.К., поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора Ромащева А.А., судебная коллегия установила: Нефтеюганский межрайонный прокурор, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании незаконным бездействие администрации г. Нефтеюганска (далее - Администрация) по неустановлению пандусов для создания беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» (далее - Школа), расположенное по адресу: г. Нефтеюганск, 11 «б» микрорайон, здание № 52 и обязать обеспечить беспрепятственный доступ вышеуказанной группы лиц в здание Школы в срок до 31 декабря 2012 года. Требования мотивировал тем, что в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» здание Школы специальных приспособлений и оборудования, обеспечивающего беспрепятственный доступ в него указанной категории граждан, не имеет. Вход в здание пандусом не оборудован. В судебном заседании помощник прокурора Терлецкая Е.И. на заявленных требованиях настаивала. Дополнительно пояснив, что обращение в суд обусловлено тем, что на учете управления социальной защиты населения по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району состоит 3119 инвалидов из них 284 детей-инвалидов. Условия для их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры города в полной мере не созданы. Представитель Администрации Штолинская С.В. против удовлетворения иска возразила, поскольку здание Школы построена в 1997 году, реконструкции не подвергалось, соответственно СНиП 35-01-2011, на который ссылается прокурор, обязательным не является. Обращаясь в суд, прокурор доказательств наличия технической возможности установления пандусов и соблюдения требований п.3 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», в силу которого кроме пандусов необходимо обеспечивать достаточную ширину проемов, лестничных маршей, коридоров, площадок и т.д., не представил. При отсутствии технических возможностей решение суда исполнить будет не возможно. В Школе не обучаются дети-инвалиды, использующие кресла-коляски. В городе разработана долгосрочная целевая программа «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры на 2012-2015 годы», в рамках которой определен согласованный с Нефтеюганским городским обществом инвалидов перечень первоочередных объектов, в том числе школы № 4,5,6,9,13, которые до 2015 года будут оборудованы пандусами. Школа № 14 в данном перечне отсутствует, по причине отсутствия такой необходимости, и финансирование на ее реконструкцию в бюджете города не предусмотрено. Представитель Школы Наседкина Р.Н. также против удовлетворения иска прокурора возразила, так как дети-инвалиды колясочники в Школе не обучаются. В районе Школы отсутствуют пути движения, приспособленные для движения инвалидных колясок, и отсутствует возможность их подъезда к Школе. Дело рассмотрено в отсутствие представителя думы г. Нефтеюганска, который оставил разрешение спора на усмотрение суда, представителя департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, который находит Администрацию ненадлежащим ответчиком по делу, и представителя Департамента образования и молодежной политики. Судом постановлено вышеуказанное решение, которое Администрация просит отменить, настаивая на недоказанности наличия технической возможности оборудования Школы пандусом и ее приведения в соответствие с требованиями Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений». Положенный в основу судебного решения СНиП 35-01-2011 применению не подлежит. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» не содержит прямого указания об оборудовании пандусами при входе начальных и средних общеобразовательных учреждений. В Школе не обучаются дети-инвалиды, а также нет в числе родственников учащихся лиц перемещающихся на инвалидных колясках. Школа не вошла в перечень первоочередных объектов, включенных в долгосрочную целевую программу. Иск прокурора не может быть заявлен в интересах неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц посещающих Школу ограничен. Доказательств обращения в адрес прокурора конкретных инвалидов и маломобильных граждан, не представлено, соответственно он по смыслу ст. 45 ГПК РФ в их интересах обращаться в суд не вправе. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия установила следующее. Из искового заявления прокурора следует, что он выступил в защиту интересов неопределенного круга лиц. Доводы кассатора, что круг лиц является определенным, судебная коллегия находит несостоятельными. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 4-П от 14 февраля 2002 года, прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. Согласно ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", органы местного самоуправления и предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Несоблюдение приведенных выше норм закона и положений СНиП 35-01-2001 нарушает социальные права инвалидов и маломобильных групп населения, круг которых определить не представляется возможным. Таким образом, заявление прокурора об обязании Администрации оборудовать вход в Школу пандусами направлено на защиту и восстановление гражданских прав социально незащищенной группы граждан (инвалидов и маломобильных групп населения) и подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поскольку предусмотренный законодателем перечень объектов социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов, носит открытый характер, судебной коллегией отклоняется и довод кассационной жалобы о том, что данные положения закона не могут быть распространены на Школу. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73, предусматривают наличие как минимум одного входа, приспособленного для маломобильных групп населения, который как правило, должен быть размещен на уровне входа, ближайшего к поверхности земли, либо продублирован пандусом, подъемной платформой, лифтом или другими приспособлениями для перемещения инвалидов. Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, вход в здание Школы для маломобильных групп населения не приспособлен, пандусом либо иным оборудованием не оснащен, соответственно суд правомерно возложил на Администрацию (собственника здания и учредителя Школы) устранить данные нарушения в установленный им по правилам ч.2 ст. 206 ГПК РФ срок. Доказательств невозможности обустройства входа в Школу пандусами Администрацией по правилам ч.2 ст. 56 ГПК РФ не представлено. Наличие утвержденной постановлением Администрации от 23 сентября 2011 года № 2643 долгосрочной целевой программы «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в г. Нефтеюганске на 2012-2015 годы» о незаконности решения суда не свидетельствует, поскольку на день рассмотрения судом настоящего дела по существу заявленные прокурором требования добровольно не исполнены и имеет место длительное неисполнение требований Закона № 181-ФЗ, действующего с 1995 года. В остальной части существа спора решение суда лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Оснований для его проверки по правилам ч.2 ст. 347 ГПК РФ в полном объеме судебная коллегия не усматривает, поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. На основании изложенного и руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Нефтеюганского городского суда от 1 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Нефтеюганска без удовлетворения. Председательствующий: Оспичева И.М. Судьи: Ковалев А.А. Старцева Е.А.