о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий, обеспечивающих экологическую безопасность



Судья (ФИО обезличено)1                 Дело (номер обезличен)

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 января 2012 года            г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Юрьева И.М.,

судей      Старцевой Е.А., Блиновской Е.О.,

при секретаре Усачовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Белоярский к администрации Белоярского района о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий, обеспечивающих экологическую безопасность, третьи лица, не заявляющие самостоятельного требования, Белоярский отдел службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Федеральное бюджетное учреждение «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства»,

по кассационной жалобе администрации Белоярского района на решение Белоярского городского суда от 18 ноября 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора города Белоярский в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Белоярского района в части невыполнения обязанностей по организации утилизации и переработки промышленных отходов в виде остатков металлических корпусов бесхозяйственных полузатопленых судов, баржи и металлолома, находящихся на территории муниципального образования в районе р. Казым переход коридора газопроводов, на участке затопления (географические координаты 63° 43/ 110// северной широты 66° 43/ 820// восточной долготы); в районе СОТ «Корешок-2» р. Казым (географические координаты 63° 42/ 800// северной широты 66° 44/ 361// восточной долготы); в районе СОТ «Корешок» оз. Сортынлор (географические координаты 63° 42/ 263// северной широты 66° 44/ 810// восточной долготы); в районе протоки оз. Кислор на участке затопления (географические координаты 63° 42/ 454// северной широты 66° 50/ 468// восточной долготы).

Обязать администрацию Белоярского района в срок до 01 декабря 2012 года привести указанные участки в соответствие с природоохранным и санитарно-эпидемиологическими требованиями, то есть, в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения от остатков судов, баржи и металлолома и их утилизации.»

Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения представителя администрации Белоярского района Рябухина М.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения прокурора Бикмухаметовой Г.Р., судебная коллегия

установила:

Прокурор города Белоярский, выступая в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании незаконным бездействие администрации Белоярского района (далее по тексту Администрация) в части невыполнения обязанности по организации утилизации и переработки промышленных отходов в виде остатков металлических корпусов бесхозяйственных полузатопленных судов, баржи и металлолома, находящихся на территории муниципального образования Белоярский район в районе р. Казым, переход коридора газопроводов, на участке затопления (географические координаты 63° 43/ 110// северной широты 66° 43/ 820// восточной долготы); в районе СОТ «Корешок-2» р. Казым (географические координаты 63° 42/ 800// северной широты 66° 44/ 361// восточной долготы); в районе СОТ «Корешок» оз. Сортынлор (географические координаты 63° 42/ 263// северной широты 66° 44/ 810// восточной долготы); в районе протоки оз. Кислор на участке затопления (географические координаты 63° 42/ 454// северной широты 66° 50/ 468// восточной долготы) и о понуждении администрации Белоярского района в срок до 01 декабря 2012 года привести указанные земельные участки в соответствие с природоохранными и санитарно-эпидемиологическими требованиями, то есть, в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем их освобождения от остатков судов, баржи и металлолома и утилизации.

Указанные остатки металлических корпусов бесхозяйственных полузатопленных судов и баржи утратили свои потребительские свойства, эксплуатации и использованию не подлежат и представляют собой металлический лом со следами значительной коррозии. Их нахождение на участках береговой полосы является нарушением природоохранного, земельного, санитарно-эпидемиологического и водного законодательства и напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Представитель администрации Белоярского района Рябухин М.А. против удовлетворения исковых требований возражал, т.к. обязанность по приведению указанных в иске участков береговой полосы в соответствие с природоохранными и санитарно-эпидемиологическими требованиями относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Дало рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.

Федеральное бюджетное учреждение «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (далее по тексту ФБУ «Обь-Иртышводпуть» в письменном отзыве на иск требования прокурора поддержало.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Администрация просит отменить. Считает, что судом неправильно применены нормы ст.ст. 6, 12 Земельного кодекса РФ, так как в рассматриваемом случае речь идет о водных объектах. Считает, что судом не были применены нормы п.п. 1 ст.1, п.п.2 п.2 ст.5, п.1,2 ст.8, п.1 ст. 24, п.1 ст. 27, п.п. 1,4 п.2 ст. 39, п.1 ст. 55 Водного кодекса РФ; п.1 ст. 7, абзац первый ст.39, п. 1, 4 ст.40, п. 2 ст. 45, п.1 ст. 47, ст. 49, ст. 51 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ; ст.210 ГК РФ; п. 1,6 ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 5 ст.86 Бюджетного кодекса РФ из которых следует не только отсутствие обязанности органов местного самоуправления по организации утилизации и переработки промышленных отходов, размещенных в акватории водных объектов, но и наличие прямого запрета на осуществление указанной деятельности в силу нахождения такой обязанности в компетенции федеральных органов государственной власти в сфере реализации права федеральной собственности на водные объекты. Суд, отвергая доводы Администрации в этой части нормы материального права, которыми руководствовался, не привел.

Прокурор и ФБУ «Обь-Иртышводпуть», возражая против доводов кассационной жалобы, просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия установила следующее.

В силу 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, металлический лом, остатки металлических корпусов бесхозяйных полузатопленных суден и баржи в силу своего состояния и по смыслу ст. 1 Закона № 89-ФЗ являющихся ломом черного метала, т.е. промышленными отходами, находятся на территории Белоярского района (что лицами, участвующими в деле не оспаривается).

Белоярский район Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 63-оз от 02 ноября 2004 года «О статусе границ муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» наделен статусом муниципального района.

Администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (ст. 25 Устава Белоярского района) к полномочиям которой в области обращения с отходами ч.2 ст. 8 Закона № 89-ФЗ и п.14 ч.1 ст.5 Устава отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные положения содержатся и в п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в п.2 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

       Согласно ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 1 ст. 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления, в частности, обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Находящиеся длительное время в пределах переменно затопляемой береговой полосы остатки и части металлических корпусов судов, их детали и механизмы со следами коррозии являются источником загрязнения природной среды, что является общеизвестным фактом и в силу ч.1 ст. 61 ГПК РФ доказыванию не подлежит.

Спорные металлический лом, остатки металлических корпусов бесхозяйных полузатопленных суден и баржи по информации третьего лица (л.д. 22), не опровергнутой лицами, участвующими в деле, является бесхозяйным и находятся на территории Белоярского района на переменно затопляемой береговой полосе р. Казым, переход коридора газопроводов (географические координаты 63° 43/ 110// северной широты 66° 43/ 820// восточной долготы); в районе СОТ «Корешок-2» (географические координаты 63° 42/ 800// северной широты 66° 44/ 361// восточной долготы); а также в районе оз. Сортынлор СОТ «Корешок» (географические координаты 63° 42/ 263// северной широты 66° 44/ 810// восточной долготы) и протоки оз. Кислор (географические координаты 63° 42/ 454// северной широты 66° 50/ 468// восточной долготы).

Мер по их утилизации администрацией Белоярского района не предпринимается.

При таких обстоятельствах бездействие администрации Белоярского района в этой части правомерно признано судом незаконным. Администрация района обязана организовать утилизацию и переработку спорного и бесхозяйного, непригодного для эксплуатации имущества. При этом, в силу п.4 ст. 4 Закона № 89-ФЗ вправе обратить его в муниципальную собственность как бесхозяйный лом черных металлов.

По смыслу ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Заявленный прокурором срок, в течение которого администрация Белоярского района должна совершить действия по организации утилизации и переработки фрагмента плавсредства (1 декабря 2012 года), судебная коллегия находит разумным и достаточным для исполнения настоящего судебного постановления.

Приведенные в кассационной жалобе доводы, основанные на положениях Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее по тексту КВВТ РФ) и Водного кодекса РФ, которые спорные правоотношения не регулируют, судебная коллегия во внимание не принимает. Доказательств того, что спорные промышленные отходы отнесены к затонувшему имуществу, под которым в силу ч.2 ст. 45 КВВТ РФ понимаются потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег, в материалы дела не представлено. Вопрос об очистке непосредственно внутренних водных путей предметом настоящего дела не является. Доказательств того, что спорное имущество находится в пределах внутренних водных путей в материалы дела не представлено. Водный кодекс РФ вопрос утилизации отходов производства не регулирует.

На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белоярского городского суда от 18 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Белоярского района - без удовлетворения.

Председательствующий:      Юрьев И.М.

Судьи:         Блиновская Е.О.

Старцева Е.А.

          

-32300: transport error - HTTP status code was not 200