об устранении нарушений правил пожарной безопасности



Судья Кулькова С.И.                                     Дело № 33-224/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 января 2012 года            г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Юрьева И.М.,

судей      Старцевой Е.А., Блиновской Е.О.,

при секретаре Усачовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Лангепаса в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению Центр культуры «Нефтяник» об устранении нарушений правил пожарной безопасности,

по кассационной жалобе муниципального учреждения Центр культуры «Нефтяник» на решение Лангепасского городского суда от 15 июня 2011 года, которым постановлено:

«Иск прокурора г. Лангепаса удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение Центр культуры «Нефтяник» устранить допущенные нарушения:

- обеспечить свободный доступ и подъезд пожарных машин к зданию МУ Центр культуры «Нефтяник». Демонтировать автоматический шлагбаум со стороны павильона «Визит» и обеспечить свободный подъезд со стороны улицы Ленина к зданию, в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения,

- защитить дренчерной установкой портальный проем сцены (водяной завесой), привести в рабочее состояние дренчерную установку пожаротушения в течение 6 месяцев,

- привести в рабочее состояние спринклерную систему пожаротушения сцены и складов декорации в течение 6 месяцев,

- защитить противопожарными самозакрывающимися дверями проемы в стенах и лестничных клетках сценической части в течение 1 месяца,

- оборудовать молниезащитными устройствами в соответствии с требованиями СНиП здание МУ ЦК «Нефтяник» в течение 3 месяцев,

- восстановить аварийные люки с приямками из подвала в течение 10 дней,

- демонтировать из-под лестничного марша помещение кассы в течение 10 дней,

- выполнить двери помещений венткамер с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа в течение 10 дней,

- выполнить противодымную вентиляцию в подвальном помещении, в основном зрительном зале, помещении костюмерной и коридорах, не имеющих естественного освещения, за исключением подвальных помещений, в которых предусмотрено размещение инженерного оборудования в течение 12 месяцев,

- выполнить ширину коридоров на третьем этаже здания не менее 1,2 метра в течение 18 месяцев,

- демонтировать (или выполнить в соответствии с действующими нормативными актами по пожарной безопасности) для обеспечения свободной эвакуации зрителей и работников МУ ЦК «Нефтяник» в случае возникновения пожара или иной чрезвычайной ситуации пристрой для хранения декораций и реквизита, пристроенный к зданию МУ ЦК «Нефтяник» со стороны двух эвакуационных выходов из зрительного зала через тамбуры непосредственно наружу в течение 1 месяца,

- демонтировать (восстановить эвакуационный выход) из дверного проема, ведущего в коридор второго этажа из верхней части зрительного зала аппаратную, видеопроекционную, а также место инженерного работника

(звукорежиссера, осветителя и т.п.) для обеспечения свободной эвакуации зрителей и работников МУ ЦК «Нефтяник» в случае возникновения пожара или иной чрезвычайной ситуации, в течение 3 месяцев,

- отделить аппаратное (или регуляторное) помещение в зале от сцены и других помещений противопожарными преградами (стенами, перекрытиями, дверями) в течение 3 месяцев,

- обеспечить в соответствии с действующими требованиями по пожарной безопасности расстояние между спинками кресел смежных рядов основного зрительного зала не менее 0,90 м (реально - 0,80-0,87 м), а также ширину прохода между рядами не менее 0,40 м (реально - 0,20-0,35 м) и расстояние между рядами не менее 0,85 м (реально - 0,70 м) в течение 1 месяца,

- выполнить высоту эвакуационного выхода со сцены зрительного зала не менее 1,9 м. в свету в течение 18 месяцев,

- выполнить ширину эвакуационных выходов на лестничные клетки со всех этажей здания не менее 1,2 м. в свету в течение 18 месяцев,

- выполнить эвакуационный выход из концертного зала, минуя дебаркадер, в течение 3 месяцев,

- выполнить второй эвакуационный выход из банкетного зала шириной не менее 1,2 м. в свету в течение 18 месяцев.

Взыскать с Муниципального учреждения Центр культуры «Нефтяник» государственную пошлину в местный бюджет 200 (двести) рублей.»

Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения представителя МУ Центр культуры «Нефтяник» Кузьмина С.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения прокурора Бикмухаметовой Г.Р., судебная коллегия

установила:

         Прокурор г. Лангепаса, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении на муниципальное учреждение Центр культуры «Нефтяник» (далее - Учреждение) обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно:

       обеспечить к зданию свободный доступ и подъезд пожарных машин; демонтировать автоматический шлагбаум со стороны павильона «Визит»;

        со стороны ул. Ленина обеспечить свободный подъезд к зданию; восстановить аварийные люки с приямками из подвала;

демонтировать из-под лестничного марша помещение;

выполнить двери помещений венткамер с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа;

в течение одного месяца защитить противопожарными самозакрывающимися дверями проемы в стенах и лестничных клетках сценической части;

демонтировать (или выполнить в соответствии с действующими нормативными актами по пожарной безопасности) для обеспечения свободной эвакуации зрителей и работников МУ ЦК «Нефтяник» в случае возникновения пожара или иной чрезвычайной ситуации пристрой для хранения декораций и реквизита, пристроенный к зданию МУ ЦК «Нефтяник» со стороны двух эвакуационных выходов из зрительного зала через тамбуры непосредственно наружу;

обеспечить в соответствии с действующими требованиями пожарной безопасности расстояние между спинками кресел смежных рядов основного зрительного зала не менее 0,90 м (реально - 0,80-0,87 м), а также ширину прохода между рядами не менее 0,40 м (реально - 0,20-0,35 м) и расстояние между рядами не менее 0,85 м (реально - 0,70 м);

в течение трех месяцев оборудовать молниезащитными устройствами в соответствии с требованиями СНиП здание МУ ЦК «Нефтяник»; демонтировать (восстановить эвакуационный выход) из дверного проема, ведущего в коридор второго этажа из верхней части зрительного зала аппаратную, видеопроекционную, а также место инженерного работника (звукорежиссера, осветителя и т.п.) для обеспечения свободной эвакуации зрителей и работников МУ ЦК «Нефтяник» в случае возникновения пожара или иной чрезвычайной ситуации;

отделить аппаратное (или регуляторное) помещение в зале от сцены и других помещений противопожарными преградами (стенами, перекрытиями, дверями);

выполнить эвакуационный выход из концертного зала, минуя дебаркадер;

в течение шести месяцев защитить дренчерной установкой портальный проем сцены (водяной завесой);

привести в рабочее состояние дренчерную установку пожаротушения и спринклерную систему пожаротушения сцены и складов декорации;

в течение одного года выполнить противодымную вентиляцию в подвальном помещении, в основном зрительном зале, помещении костюмерной и коридорах, не имеющих     естественного     освещения,     за исключением подвальных помещений, в которых предусмотрено     размещение инженерного оборудования;

в течение 18 месяцев выполнить ширину коридоров на третьем этаже здания не менее 1,2 метра, выполнить высоту эвакуационного выхода со сцены зрительного зала не менее 1,9 м. в свету, выполнить ширину эвакуационных выходов на лестничные клетки со всех этажей здания не менее 1,2 м. в свету и выполнить второй эвакуационный выход из банкетного зала шириной не менее 1,2 м. в свету.

Требования мотивировал тем, что предписанием № 49/1/1-31 от 26 февраля 2010 года отдела государственного пожарного надзора по г. Лангепасу и г. Покачи Учреждению было вменено устранение многочисленных нарушений требований пожарной безопасности. В ходе внеочередной проверки, проведенной 11 февраля 2011 года, было установлено, что Учреждение предписание в полном объеме не исполнило, нарушения правил пожарной безопасности в полной мере не устранены, что может послужить причиной создания угрозы жизни и здоровью посещающих Учреждение граждан.

          В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Учреждения.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Учреждение просит отменить. Рассмотрение дела в отсутствие по уважительной причины компетентного представителя ответчика нарушило принцип состязательности и равноправия сторон. СНиП 21-01-97 является обязательным лишь для вновь планируемых к строительству объектов, либо объектов, функциональное назначение которых планируется изменить и не может быть применен к зданию Учреждения, которое было введено в эксплуатацию в 1988 году и функционального назначения не изменяло. Возражает против того, что здание Учреждения представляет угрозу жизни и здоровью посещающих его граждан, т.к. оно имеет паспорт безопасности объекта от 08 мая 2009 года. Установление судом срока устранения нарушений является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность Учреждения. Прокурор, обращаясь с суд с настоящим иском, фактически подменяет собой уполномоченный в области пожарной безопасности федеральный орган государственной власти, что свидетельствует о нарушении прокурором ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокурор, возражая против удовлетворения кассационной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Как следует из материалов дела, причиной обращения прокурора в суд с настоящим иском послужило неисполнение Учреждением предписания отдела государственного пожарного надзора по городам Лангепасу и Покачи № 49/1/1-31 от 26 февраля 2010 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в том числе СНиП 21-01-97*.

В соответствии со ст. 37, ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Как правильно установлено судом первой инстанции, предписание Учреждением в установленном законом порядке не оспорено и в полной мере не исполнено. В связи с чем, суд первой инстанции правомерно возложил на Учреждение обязанность устранить указанные в предписании нарушения правил пожарной безопасности исходя из того, что их наличие в случае возникновения пожара может создать угрозу жизни и здоровью находящихся в здании Центр культуры «Нефтяник» граждан.

СНиП 21-01-97* устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

В силу п. 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется 8.5 СНиП 10-01-94 "Cистема нормативных документов в строительстве. Основные положения", согласно которому на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

Факт того, что здание Центр культуры «Нефтяник» нуждается в капитальном ремонте и реконструкции и их осуществление является делом времени, нашел свое подтверждение, как доводами кассационной жалобы Учреждения, так и пояснениями участвующего в суде кассационной инстанции его представителя. Постановлением Лангепасского городского суда от 20 июня 2011 года деятельность Учреждения была приостановлена по ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ по причине нарушения требований пожарной безопасности, в том числе СНиП 21-01-97*, и наличия непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в результате возникновения пожара и его быстрого распространения. Следовательно, время ввода в эксплуатацию здания Центр культуры «Нефтяник», расположенного по адресу: г. Лангепас, ул. Ленина 23 при разрешении настоящего дела правового значения не имеет. Доводы кассационной жалобы в части неправомерного применения судом указанного СниПа и безопасности здания Центра Культуры «Нефтяник» судебной коллегией в силу вышеизложенного во внимание не принимаются.

Нарушений норм процессуального права, в том числе ст. 48 ГПК РФ), соответственно занятость (отсутствие) одного из представителей Учреждения об уважительной причине неявки в судебное заседание не свидетельствует. Тем более, что заявление Учреждения об отложении разбирательства дела (л.д. 114) не обосновано и документально не подкреплено.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Следовательно, выполнение судом требований процессуального закона нельзя расценивать как вмешательство в хозяйственную деятельность Учреждения.

Доводов свидетельствующих о неразумности установленных судом сроков устранения нарушений требований пожарной безопасности кассатором не приведено. При этом, он не лишен права заявить об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда по правилам ст. 203 ГПК РФ, если по обоснованным причинам возможность своевременно исполнить решение в установленные судом срок не представляется возможным.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, доводы кассационной жалобы об отсутствии у прокурора полномочий для обращения в суд являются необоснованными. Привлечение Учреждения за нарушение требований пожарной безопасности к административной ответственности от исполнения обязанности их устранения не освобождает.

Присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из предусмотренных ст. 12 ГК РФ способов защиты гражданских прав.

На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Лангепасского городского суда от 15 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения Центр культуры «Нефтяник» - без удовлетворения.

Председательствующий:      Юрьев И.М.

Судьи:         Блиновская Е.О.

Старцева Е.А.

          

-32300: transport error - HTTP status code was not 200