о приведении земельного участка в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность



Судья Хуснутдинов Ф.Ф.                          Дело № 33-227/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 января 2012 года            г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Юрьева И.М.,

судей      Старцевой Е.А., Блиновской Е.О.,

при секретаре Мелехине А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации города Нефтеюганска о приведении земельного участка в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Сургутский район водных путей и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения «Обь-Иртышводпуть»,

по кассационной жалобе администрации г. Нефтеюганска на решение Нефтеюганского городского суда от 18 октября 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию города Нефтеюганск в срок до 01 ноября 2011 года привести участок переменно затопляемой береговой полосы правого берега протоки Юганская Обь, на 86,4 км (географические координаты 61° 04" 947"" с.ш. 072° 36" 250"" в.д.), в районе улиц Набережной города Нефтеюганска в состояние обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения переменно затопляемой береговой полосы от остатков металлического корпуса бесхозяйной баржи и утилизации.»

Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., возражения прокурора Бикмухаметовой Г.Р. судебная коллегия

установила:

Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд с иском о возложении на администрацию города Нефтеюганска (далее по тексту Администрация) в срок до 01 ноября 2012 года привести участок переменно затопляемой береговой полосы правого берега протоки Юганская Обь на 86,4 км в районе улицы Набережная (географические координаты 61° 04" 947" с.ш., 072° 36" 250" в.д.) в соответствие природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиями, т.е. в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения переменно затопляемой береговой полосы правого берега протоки Юганская Обь на 86,4 км (географические координаты 61° 04" 947" с.ш., 072° 36" 250" в.д.) в районе улицы Набережная г. Нефтеюганска от остатков металлического корпуса бесхозяйной баржи, утратившей свои потребительские свойства, не подлежащей эксплуатации, представляющей собой металлический лом со следами значительной коррозии и являющейся источником загрязнения рыбохозяйственных водоемов и снижения их репродуктивности, и их утилизации.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Представители Администрации г. Нефтеюганска Полякова Е.Ю. и Паваренкин A.M. против удовлетворения иска возразили.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Администрация просит отменить, т.к. факт нахождения баржи в пределах границы муниципального образования г. Нефтеюганск является спорным. Утверждения прокурора о том, что баржа является ломом черного металла, материалами дела не подтверждены. Так же в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный объект утратил свои потребительские свойства и использованию не подлежит. Считает, что баржа с учетом положений ст.130, 225, 226 ГК РФ, ст. 45-52 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, относится к бесхозяйному имуществу, для уничтожения которого Кодексом внутреннего водного транспорта РФ установлен специальный порядок и с учетом которого Администрация является ненадлежащим ответчиком. Судом не учтено, что рассматриваемые правоотношения возникли в сфере использования и охраны водного объекта и регулируются Водным кодексом РФ. Факт нарушения Администрацией природоохранного, земельного, санитарно-эпидемиологического и водного законодательства не доказан. Собственником баржи муниципалитет не является, сброс ее в водный объект Администрация не осуществляла, правом на уничтожение судов не наделена.

Прокурор просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усматривает.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им верную, с учетом требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценку, нарушений материального или процессуального законодательства, которые повлекли или могли бы повлечь принятие незаконного решения, не допущено.

В силу 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 63-оз от 02 ноября 2004 года «О статусе границ муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» г. Нефтеюганск наделен статусом городского округа.

Администрация г. Нефтеюганска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (ст. 27 Устава г. Нефтеюганска) к полномочиям которого ч.2 ст. 8 Закона № 89-ФЗ и п.24 ч.1 ст. 6 Устава г. Нефтеюганска в области обращения с отходами отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные положения содержатся и в п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в п.2 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

       Согласно ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 1 ст. 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления, в частности, обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Металлические остатки корпуса баржи размещены на переменно затопляемой береговой полосе правого берега протоки Юганская Обь, на 86,4 км (географические координаты 61° 04" 947"" с.ш. 072° 36" 250"" в.д.) в районе улицы Набережная города Нефтеюганска, что нашло свое подтверждение материалами дела и не опровергнуто кассатором.

Спорный объект на учете бесхозяйных судов не стоит, идентифицировать его не представляется возможным, собственник не установлен. Учитывая невозможность его идентификации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что остатки металлического корпуса баржи по существу являются ломом черного металла и подлежат сбору, вывозу, утилизации и переработке как отходы производства, под которыми по смыслу ст.1 Закона 89-ФЗ понимаются, в том числе товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Мер по организации их сбора, вывоза, утилизации и переработке Администрацией не предпринимается.

При таких обстоятельствах суд правомерно возложил на Администрацию обязанность выполнить вышеуказанные действия в отношении спорного, бесхозяйного и непригодного для эксплуатации имущества. При этом, в силу п.4 ст. 4 Закона № 89-ФЗ Администрация вправе обратить его в муниципальную собственность как бесхозяйный лом черных металлов.

Доводы кассационной жалобы, основанные на положениях Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее по тексту КВВТ РФ) и Водного кодекса РФ, которые спорные правоотношения не регулируют, судебная коллегия во внимание не принимает. Доказательств того, что спорное имущество отнесено к затонувшему имуществу, под которым в силу ч.2 ст. 45 КВВТ РФ понимаются потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег, в материалы дела не представлено. Вопрос об очистке непосредственно внутренних водных путей предметом настоящего дела не является. Доказательств того, что спорное имущество находится в пределах внутренних водных путей, в материалах дела не имеется. Водный кодекс РФ вопрос утилизации отходов производства не регулирует.

Основания для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не усматриваются.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Нефтеюганского городского суда от 18 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Нефтеюганска - без удовлетворения.

Председательствующий:      Юрьев И.М.

Судьи:         Блиновская Е.О.

Старцева Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200