Судья Тюленев В.В. Дело № 33-532/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 31 января 2012 года г. Ханты-Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Оспичева И.М. судей Старцевой Е.А., Кульковой С.И., при секретаре Тавлиной Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гиниятуллиной Г.Р. к Отделу Министерства внутренних дел России по Сургутскому району о взыскании ежемесячных выплат в связи с увольнением по сокращению, по кассационной жалобе Гиниятуллиной Г.Р. на решение Сургутского районного суда от 16 ноября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано. Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., возражения представителя Отдела МВД России по Сургутскому району Кузнецовой О.А., судебная коллегия установила: Гиниятуллина Г.Р. обратилась в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел России по Сургутскому району (далее ОМВД России по Сургутскому району) о понуждении производить ежемесячные выплаты среднемесячной заработной платы после ее увольнения по сокращению штатов по правилам ст. 318 ТК РФ, мотивируя тем, что с декабря 2005 года работала в УВД по Сургутскому району. С 29 августа 2011 года была уволена по п. «е» ст. 58 Положения о службе в ОВД РФ - по сокращению штатов, состоит на учете в Центре занятости, где ей присвоен статус безработного. В нарушении требований ст. 318 ТК РФ средний месячный заработок после увольнения ей не выплачивается. Впоследствии дополнительно заявила о взыскании с ответчика <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., и просила обязать ОМВД России по Сургутскому району выплачивать ей среднемесячную заработную плату в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в течение оставшихся четырех месяцев в случае ее не трудоустройства, наряду с окладом по званию, выплачиваемого в течение одного года без удержания подоходного налога. В судебном заседании Гиниятуллина Г.Р. на заявленных требованиях настаивала. Представитель ОМВД России по Сургутскому району Кузнецова О.А. против удовлетворения иска возразила. Судом постановлено указанное выше решение, которое Гиниятуллина Г.Р. просит отменить. Приказ МВД РФ от 14 декабря 2009 года № 960 предусматривает дополнительные социальные гарантии для сотрудников внутренних дел и не умаляет ее право на гарантию предусмотренную ст. 318 ТК РФ. ОМВД России по Сургутскому району, возражая против доводов кассационной жалобы, просит решение суда оставить без изменения. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает. Как правильно установлено судом первой инстанции, правовую основу службы в органах внутренних дел, согласно ст. 3 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, данное Положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел (контракт). В Постановлении от 06 июня 1995 года по делу о проверке конституционности абзаца второго части седьмой статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции. Исходя из положений Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (статья 32, часть 4), государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в данной сфере особые правила, что само по себе не противоречит статьям 19 (часть 1), 37 (части 1 и 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с пунктом 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией. Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется специальными нормативными актами - Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года "О милиции" и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года (далее - Положение). Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 177-ФЗ "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции", до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, указанные вопросы регулируются Положением в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О милиции". Таким образом, единое нормативное регулирование деятельности органов внутренних дел (в том числе милиции), прохождения в них службы, а также прав и обязанностей их сотрудников осуществляется Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года "О милиции" и Положением. С учетом изложенного, суд правомерно отклонил доводы истицы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Трудового кодекса РФ, в том числе ст. 318 ТК РФ. Социальные гарантии сотрудникам, увольняемым со службы из органов внутренних дел, определены Положением и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941, которыми не предусмотрена выплата увольняемому сотруднику выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства. В соответствии со ст. 64 Положения сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы с правом на пенсию, производятся единовременные выплаты, а при увольнении без права на пенсию - выплаты в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Подпунктом "б" п. 17 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 предусмотрена выплата при увольнении со службы единовременного пособия лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья - в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет - пяти месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания (абзацы третий и четвертый пункта 19 настоящего Постановления), а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце настоящего пункта) - 40 процентов указанных размеров. Пунктом 18 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 предусмотрено, что военнослужащим, уволенным с военной службы по основаниям, указанным в абзаце 1 пункта 18 названного Постановления Правительства РФ, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по тем же основаниям без права на пенсию и имеющим общую продолжительность военной службы (службы) менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому (специальному) званию. Во исполнение требований вышеназванных нормативных актов единовременное пособие истцу выплачено, а также производится выплата оклада по специальному званию. При таком положении, суд пришел к обоснованному выводу об отказе Гиниятуллиной Г.Р. в удовлетворении исковых требований. Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как не отвечают требованиям действующего законодательства, по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой. Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Сургутского районного суда от 16 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гиниятуллиной Г.Р. без удовлетворения. Председательствующий: Оспичев И.М. Судьи: Кулькова С.И. Старцева Е.А.