Судья Белов А.Л. Дело № 33-177/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 24 января 2012 года г. Ханты-Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Юрьева И.М., судей Старцевой Е.А., Блиновской Е.О., при секретаре Усачовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «НК Роснефть», Обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» об утилизации попутного нефтяного газа, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Управление Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, по кассационной жалобе ОАО «НК Роснефть» на решение Нефтеюганского районного суда от 08 ноября 2011 года, которым постановлено: «Исковое заявление Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Обязать ОАО «Нефтяная Компания Роснефть» обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа добываемого на Приобском месторождении нефти в Сургутском и Ханты-Мансийском районах, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку данного месторождения. Запретить ОАО «Нефтяная Компания Роснефть» сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на Приобском месторождении нефти в Сургутском и Ханты-Мансийском районах, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, свыше объема установленного лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку данного месторождения. В удовлетворении требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «РН-Юганснефтегаз» отказать за необоснованностью. Взыскать с ОАО «Нефтяная Компания Роснефть» в бюджет Муниципального Образования «город окружного значения Нефтеюганск» госпошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.» Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения представителей ОАО «НК «Роснефть» и ООО «РН-Юганскнефтегаз» Баженовой И.А. и Шанауровой Е.И., поддержавших доводы жалобы, возражения прокурора Бикмухаметовой Г.Р., судебная коллегия установила: Ханты-Мансийский природоохранный прокурор обратился в суд с иском о возложении на открытое акционерное общество «НК Роснефть» и общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» солидарной обязанности в срок до 01 января 2012 года обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого на Приобском месторождении нефти в Сургутском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с лицензией на право пользование недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку указанного месторождения, а также о запрете ответчикам с 01 января 2012 года сжигать на факелах свыше 5% добываемого на Приобском месторождении нефти попутного нефтяного газа. В обоснование иска сослался на то, что ОАО «НК Роснефть» является владельцем лицензии на право пользования недрами ХМН 02034 НЭ на поиск и добычу нефти и газа в пределах Приобского лицензионного участка, расположенного на территории Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Непосредственно добычу нефти и газа на данном месторождении по договорам оказания операторских услуг № 0000110/1632Д от 30 июля 2010 года и № 0000111/1157Д от 20 июля 2011 года осуществляет ООО «РН - Юганскнефтегаз», обязанное по условиям договора осуществлять разработку месторождения с соблюдением условий лицензионных соглашений ОАО «НК Роснефть». В ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было установлено, что условия лицензионного соглашения на указанном месторождении ответчиками при утилизации попутного нефтяного газа не выполняются. Впоследствии прокурор исковые требования изменил, исключив из заявленных требований срок исполнения возложенных на ответчиков обязательств и запрета. В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал. Суду пояснил, что согласно принятого ЦКР Роснедра, проектного документа «Авторский надзор за реализацией действующего проектного документа на разработку Приобского месторождения» процент использования растворенного газа на Приобском месторождении нефти в 2010 году должен был составлять 72%, в 2011 году 84%. В нарушение установленных требований ответчики в 2010 году утилизировали 58% попутного нефтяного газа, в 2011 году - 56.3%. Представители ОАО «НК Роснефть» Баженова И.А. и ООО «РН-Юганскнефтегаз» Александров П.Ю. против удовлетворения исковых требований прокурора возразили, т.к. факт причинения вреда и нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц не установлен, сжигание попутного нефтяного газа санкционировано государством, которое осуществляет взимание за это соответствующей платы и не установило запрета на его сверхнормативное сжигание. Все источники выбросов загрязняющих веществ географически удалены от населенных пунктов, соответственно негативное влияние на среду обитания людей исключено. Прокурор контрольными функциями в области нефтедобычи не наделен, следовательно, является ненадлежащим истцом. Нарушение правил недропользования влечет такие правовые последствия как досрочное прекращение, приостановление либо ограничение права пользования недрами, но не порождает возможности запрета по решению суда какого-либо отдельного этапа работ (процесса) нефтедобычи. Компаниями предпринимаются все зависящие от них меры, направленные на обеспечение уровня использования попутного нефтяного газа в размере 95%. Запрет на сверхнормативное сжигание попутного нефтяного газа повлечет более серьезный экологический вред в форме увеличения парникового эффекта. Представитель Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Иванов Н.Н. исковые требования прокурора поддержал, пояснив, что условия лицензионного соглашения ответчиками на Приобском месторождении не выполняются. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую природную среду от обязанности соблюдать требования лицензионного соглашения не освобождает. ООО «РН-Юганскнефтегаз» по итогам деятельности на Приобском месторождении было привлечено к административной ответственности. Судом постановлено указанное выше решение, которое ОАО «НК-Роснефть» просит в части касаемой ОАО «НК Роснефть» отменить и принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по тем же доводам, что были приведены в суде первой инстанции, дополнительно заявив о том, что факт причинения вреда, нарушения прав неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду, судом не установлен. Напротив, в материалы дела представлены данные экологического мониторинга, подтверждающие факт концентрации загрязняющих веществе в атмосферном воздухе меньше предельно допустимых, которые судом были необоснованно отклонены. Имеющееся в материалах дела санитарно-эпидемиологическое заключение также подтверждает отсутствие какого-либо вреда населению, проживающему в ближайших населенных пунктах, а так же факт не превышения максимальных концентраций вредных веществ в приземных слоях атмосферы непосредственно в зоне действия факельной установки. Законом возможность запрета сжигания попутного нефтяного газа - отдельно взятого этапа единого технологического процесса добычи нефти, не предусмотрена. С требованиями о соблюдении условий лицензионных соглашений прокурор обращаться в суд не вправе, т.к. не является контролирующим органом в этой сфере. Запрет на сверхнормативное сжигание попутного нефтяного газа повлечет более серьезный экологический вред. В настоящее время реализуется комплекс мероприятий направленных на достижение установленного уровня использования попутного нефтяного газа. Находит несостоятельной ссылку суда на постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 ноября 2007 года № 270-п «Об исполнении плана мероприятий 1 этапа (2005-2006 гг.) и утверждении плана мероприятий 2 этапа (2007-2010 г.) программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа Югры» на 2005-2010 годы» и Энергетическую стратегию России на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 года № 1715-р, которые спорные правоотношения не регулируют. Прокурор, возражая против удовлетворения кассационной жалобы, счел решение суда законным и обоснованным. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия установила следующее. Как следует из материалов дела, ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» является владельцем лицензии на право пользование недрами серии ХМН № 02034 на поиск, добычу нефти и газа в пределах Приобского лицензионного участка, расположенного в Ханты-Мансийском и Сургутском районах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Срок окончания действия лицензии 20 июля 2019 года. Неотъемлемой частью лицензии является лицензионное соглашение, предусматривающее, в частности обязанность Общества, как пользователя недр, соблюдать требования технических проектов. Аналогичное положение содержится и в п.2 ч.2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах". Лицензионным соглашением также предусмотрено, что ОАО «НК «Роснефть», как владелец лицензии, обеспечивает использование попутного нефтяного газа в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами. Из материалов дела усматривается и Обществом не оспаривается, что в соответствии с проектным документом на разработку Приобского месторождения, утвержденным ЦКР Роснедра 10 июня 2009 года за № 4608, уровень использования попутного нефтяного газа ОАО «НК «Роснефть» в 2010 году установлен в объеме не менее 72%, в 2011 году - 84%, в 01.01.2012 года - 95%. На момент обращения прокурора в суд был достигнут 56,3%. Доказательств того, что на момент рассмотрения настоящего дела по существу использование попутного нефтяного газа осуществлялось в установленном объеме кассатором не представлено. В силу п. 2 ст. 23 Закона РФ «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является рациональное комплексное использование и охрана недр. Основным требованием по рациональному использованию и охране недр при проведении работ согласно пункту 8.1. лицензионного соглашения является осуществление всех работ при соблюдении законодательства РФ о недрах, охране окружающей среды и других законов, действующих на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Сжигание попутного нефтяного газа на факелах, которые потребляют кислород и загрязняют атмосферу оксидами азота и серы, оксидами углерода, а также продуктами неполного сгорания углеводородов, выпадающих на поверхность суши, формируя поля локальных и региональных загрязнений почв и водных объектов не может не причинять вреда окружающей природной среде, земной атмосфере и человечеству в целом. Данный факт является общеизвестным, не нуждается в доказывании и нашел свое подтверждение материалами дела, а также нашел свое отражение в Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 апреля 2007 года № 110-рп. Косвенным подтверждением негативного воздействия на окружающую среду является и факт уплаты Обществом одноименной платы предусмотренной ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Поскольку ОАО «НК «Роснефть» использование растворенного (попутного нефтяного) газа в установленных проектным документом объемах на Приобском лицензионном участке не осуществляет, т.е. условия лицензионного соглашения Обществом надлежащим образом не выполняются; при утилизации попутного нефтяного газа имеет место безусловное причинение окружающей природной среде вреда и как следствие нарушение гарантированных ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора и возложил на ОАО «НК «Роснефть» обязанность обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа на вышеуказанном лицензионном участке в установленном проектной документацией объеме. Присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Предпринимаемые ответчиками меры для достижения проектных показателей утилизации попутного нефтяного газа и иные приведенные в кассационной жалобе доводы основанием для отмены правильного по существу решения суда в этой части не являются, т.к. факт нарушения требований проектной документации и условий лицензионного соглашения по данному показателю нашел свое подтверждение материалами дела, установлен судом и ОАО «НК «Роснефть» не опровергнут. Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Поскольку судом первой инстанции срок, в течение которого ОАО «НК «Роснефть» должно исполнить условия лицензионного соглашения и проектной документации в части использования попутного нефтяного газа, не установлен. Судебная коллегия находит решение суда в этой части подлежащим изменению с установлением срока исполнения до 1 апреля 2012 года. Также нельзя признать законным и обоснованным решение суда в части запрета ОАО «НК «Роснефть» сжигать на факелах попутный нефтяной газ, добываемый на Приобском месторождении, свыше 5 процентов от объема его добычи. Решение суда в этой части подлежит отмене с принятием по делу нового решения, которым прокурору в удовлетворении исковых требований в этой части отказать. По смыслу ст. 1065 ГК РФ суд вправе приостановить либо прекратить соответствующую деятельность, если причинение вреда является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом. ОАО «НК «Роснефть» на Приобском лицензионном участке осуществляет деятельность по добыче нефти. Отделение и сжигание попутного нефтяного (растворенного) газа является неотъемлемой частью единого технологического процесса добычи нефти, соответственно не может рассматриваться как деятельность, осуществление которой может быть запрещено по правилам ст. 1065 ГК РФ. Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды как один из принципов Федерального закона «Об охране окружающей среды» может быть реализовано в силу ст. 5 настоящего Закона в порядке, установленном органом государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно ст. 56 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при нарушении предусмотренных гл. 7 настоящего Закона природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Требований о прекращении деятельности ответчиков за нарушение предусмотренных гл. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» природоохранных требований прокурором не заявлено. Доводов и доказательств, свидетельствующих о наличии перечисленных в вышеуказанном принципе последствий, прокурором не приведено и судом не установлено. Между тем, характер прокурорского надзора определяется его задачами, назначением прокуратуры как органа, осуществляющего контроль и надзор за законностью, и ведет к утверждению единообразного и точного исполнения законов и подзаконных актов всеми органами, организациями и должностными лицами на всей территории Российской Федерации. Главным критерием оценки прокуратурой деятельности объектов надзора служит, в том числе соответствие их деятельности требованиям законом и изданных на их основе подзаконных актов. При выявлении нарушений прокурор обязан требовать устранения правонарушений, причин и условий, им способствующих. В соответствии со ст.11 ГК РФ, ст.ст.3,4,5 ГПК РФ неисполнение требований закона, нарушающее права, свободы и законные интересы граждан, является основанием для их защиты в судебном порядке. Статья 27 Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах, доводы кассационной жалобы об отсутствии у прокурора полномочий для обращения в суд не отвечают требованиям действующего законодательства. В остальной части решение суда лицами, участвующими в деле, не оспаривается и предметом кассационного рассмотрения не является, поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела в его неоспариваемой части, судом первой инстанции не допущено. На основании изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Нефтеюганского районного суда от 8 ноября 2011 года в части возложения на ОАО «Нефтяная Компания Роснефть» обязанности обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа добываемого на Приобском месторождении нефти в Сургутском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с лицензией на право пользования недрами и проектным документом на разработку данного месторождения изменить. Обязать ОАО «Нефтяная Компания Роснефть» в срок до 1 апреля 2012 года обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа добываемого на Приобском месторождении в Сургутском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с лицензией на право пользования недрами и проектным документом на его разработку. В части запрета ОАО «Нефтяная Компания Роснефть» сжигать на факелах попутный нефтяной газ, добываемый на Приобском месторождении свыше объема установленного лицензией на право пользования недрами и проектным документом на разработку данного месторождения отменить и принять по делу новое решение. Ханты-Мансийскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении исковых требований в этой части отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения. Председательствующий: Юрьев И.М. Судьи: Блиновская Е.О. Старцева Е.А.