оспаривание решения Департамента



Судья Литвинова А.А.      Дело № 33-1304/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 марта 2012 года             г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего Блиновской Е.О.,

судей Мелехиной Т.И., Степановой М. Г.,     

при секретаре Ячигиной Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Б. о признании незаконным решения Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома,

по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска Бадрызловой С.С. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 26 декабря 2011 года, которым постановлено:

«Заявление Б. удовлетворить.

Признать отказ Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Ханты-Мансийска в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома по адресу: (адрес обезличен), пе(адрес обезличен), 27 от (дата обезличена) исх.(номер обезличен)-незаконным.

Обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации (адрес обезличен) выдать Б. разрешение на реконструкцию жилого дома по адресу: (адрес обезличен), (адрес обезличен)».

Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., судебная коллегия

установила:

Б. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию жилого (адрес обезличен), расположенного в (адрес обезличен).

Требования мотивировала тем, что, являясь собственником земельного участка по указанному адресу, обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию дома, на что получила отказ, со ссылкой на то, что данный земельный участок находится в зоне природного ландшафта, где не предусмотрено строительство и реконструкция индивидуальных жилых домов. Данный отказ полагает незаконным, и нарушающим её права.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя Б.

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска по доверенности Бадрызлова С.С. иск не признала, пояснив, что отказ основан на нормах Градостроительного кодекса и правилах землепользования и застройки, принятых решением Думы 26.09.2008г. № 590.

Ханты-Мансийский районный суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной (ошибочно поименованной кассационной) жалобе представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска Бадрызлова С.С. с ним не согласилась. Полагает решение суда незаконным и подлежащим отмене в связи с неверным применением норм материального права, а именно неправильным полагает вывод суда о принятии Правил землепользования и застройки территории г.Ханты-Мансийска в противоречие с ранее установленным правовым режимом спорного земельного участка и с полномочиями органа местного самоуправления муниципального района.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной (кассационной) жалобы представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска Бадрызловой С.С., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, вследствие неправильного применения материального права.

Заявитель является собственником (адрес обезличен), расположенного в пе(адрес обезличен), общей площадью 32,6 кв. метра, а также участка, площадью 673 кв. метра, для обслуживания этого дома (л.д.7-13).

Б. (дата обезличена) отказано в выдаче разрешения на реконструкцию дома, ввиду того, что земельный участок находится в зоне природного и восстанавливаемого ландшафта, где строительство и реконструкция индивидуальных жилых домов не предусмотрены (6).

Поскольку изложенные фактические обстоятельства не оспаривается лицами, участвующими в деле, суд применительно к части 2 ст.68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает их доказанными.

Согласно п.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, как установлено п.1 ст. 1 того же Кодекса, под градостроительной деятельностью понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

Следовательно, градостроительная деятельность осуществляется в общественных интересах, и предполагает как планирование, так и зонирование территорий, то есть муниципальный орган действовал в пределах своих полномочий, направленных на развитие города Ханты- Мансийска как единого социально- культурного центра.

При этом, как установлено в п. 9 указанной выше статьи, градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Приведенные нормы соответствуют требованиям земельного законодательства.

Так, пункты 3, 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, в том числе, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Таким образом, указанная норма запрещает строительство или реконструкцию дома на участке с другим разрешенным видом использования.

Аналогичная норма закреплена также в п.1 ст. 263 Гражданского кдекса Российской Федерации: собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Конституционный Суд Российской Федерации указал на необходимость установления соотношения норм Конституции Российской Федерации, регулирующих вопросы собственности, с нормами земельного и градостроительного кодексов. Так, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2003 г. № 387-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бовиной О.П. на нарушение её конституционных прав положениями статей 16, 20 и 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации» указано, что право осуществлять строительство объектов недвижимого имущества, а также их перестройка и снос, ограничено необходимостью соблюдения не только строительных норм и правил, но и требований о назначении земельного участка, установленного вида использования территории. При этом право собственности на земельные участки ограничено- собственники могут ими владеть, пользоваться и распоряжаться только при условии, что реализация названных полномочий не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает законные интересы иных лиц, то есть, в том числе, сочетается с нормами, в частности, градостроительного законодательства.

При этом следует учесть, что любое судебное решение должно содержать выверенный баланс личных и общественных интересов. Ограничение имущественных интересов гражданина, связанных с использованием собственности в виде земельного участка, как правило, оправдано необходимостью учитывать интересы развития города в целом, т.е. создания комфортной среды обитания для его жителей.

Каких либо доказательств нарушения законных имущественных интересов Б. действиями (бездействием) Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Ханты-Мансийска отказом в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома на указанном земельном участке, не установлено, и заявитель на таковые не ссылается.

Поскольку фактические обстоятельства дела установлены правильно, новое решение может быть вынесено судом кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда от 26 декабря 2011 года отменить.

Вынести по делу новое решение.

В удовлетворении требований Б. о признании отказа Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Ханты-Мансийска в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома по адресу: (адрес обезличен), пе(адрес обезличен) незаконным, и возложении обязанности выдать разрешение на реконструкцию этого жилого дома- отказать.

Председательствующий       Блиновская Е.О.

Судьи         Мелехина Т.И.

Степанова М. Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200