понуждение к соверешнию действий



Судья Лавров И.В. Дело № 33-1518/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2011 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего Блиновской Е.О.,

судей Мелехиной Т.И., Сухих Е.А.,

при секретаре Ячигиной Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора г.Белоярский в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белоярского района, третьи лица- Советы депутатов сельских поселений К, П, С, С, Л, В Белоярского района, о принуждении к совершению действий,

по кассационной жалобе администрации Белоярского района на решение Белоярского районного суда от 04 февраля 2011 года, которым постановлено:

«исковые требования прокурора г. Белоярский удовлетворить.

Обязать администрацию Белоярского района разработать инвестиционную программу opганизаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры муниципального образовании городского поселения Белоярский и направить её для утверждения в представительный орган местного самоуправления городского поселения Б.

Обязать администрацию Белоярского района разработать инвестиционную программу организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения Kaзым и направить ее для утверждения в представительный opган самоуправления сельского поселения К.

Обязать администрацию Белоярского района разработать инвестиционную программу организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения Верхнеказымский и направить ее для утверждения в представительный орган местного самоуправления сельского поселения В.

Обязать администрацию Белоярского района paзработать инвестиционную программу организаций коммунальногокомплекса по paзвитию систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения Полноват и направить её для утверждения в представительный орган местного самоуправления сельского поселения П.

Обязать администрацию Белоярского района разработать инвестиционную программу организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения Сорум и направить ее для утверждения в представительный opган местного самоуправления сельского поселения С.

Обязать администрацию Белоярского района разработатьинвестиционную программу организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения Лыхма и направить её для yтверждения в представительный opган местного самоуправления поселения Л.

Обязать администрацию Белоярского района paзработать инвестиционную программу организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения Сосновка и направить её для утверждения впредставительный орган местного самоуправления сельского поселения С».

Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., объяснения представителя ответчика администрации Белоярского района по доверенности Давлетшиной Р.Р., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Бикмухаметовой Г.Р., полагавшей решение не подлежащим изменению, судебная коллегия

установила:

прокурор г.Белоярский обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о понуждении к совершению действий, просит обязать администрацию Белоярского района разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований и направить их для утверждения в представительные opганы местного самоуправления сельских поселений Верхнеказымский, Казым, Лыхма, Полноват, Сосновка.

Требования мотивировал тем, что в ходе проверки выполнения органами местного самоуправления требований Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», выявлено бездействие органов местного самоуправления Белоярского района.

Определением Белоярского городского суда от 12 января 2011 года привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц Советы депутатов сельских поселений Казым, Полноват, Сосновка, Сорум, Лыхма, Верхнеказымский Белоярского района в лице их глав.

Возражая против заявленных требований, представитель ответчика администрации Белоярского района по доверенности Давлетшина Р.Р. с ними не согласилась, перечислив меры, предпринятые во исполнение указанного закона. Считает, что администрация Белоярского района надлежащим образом осуществила все необходимые действия, а требования, предъявленные прокурором, не соответствуют закону. Указала на рекомендацию Министерства регионального развития Российской Федерации, предусматривающую в приказе от 10.10.2007г. № 99 разработку инвестиционной программы отдельно для каждой системы коммунальной инфраструктуры, по проектам, разработанным этими же структурами, что соответствует ст.11 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

В судебном заседании заместитель прокурора г.Белоярский Е.Г.Агапитова требования поддержала в части разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Белоярского района и сельских поселений. От требований обязать администрацию Белоярского района разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельских поселений К, П, С, С, Л, В отказалась, в связи с их добровольным исполнением.

Представитель ответчика администрации Белоярского района Давлетшина Р.Р. с требованиями прокурора не согласилась. Привела доводы, изложенные в возражениях.

Представители третьих лиц Толдонов С.И., Бандысик Г.Н., Макеева Л.А., Егуртов С.Н., Назырова А.Х., Басыров Н.Ф. оставили решение вопроса на усмотрение суда.

Судебное заседание рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица главы с.п.С - Маковей М.М., который просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Белоярский городской суд постановил изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации Белоярского района в лице исполняющего обязанности главы района Ойнец А.В. с ним не согласился. Просит решение отменить и вынести новое. Считает решение вынесенным незаконно и необоснованно. Полагает, что обязанность по разработке инвестиционной программы организации коммунального комплекса лежит не на органах местного самоуправления, а на самих организациях коммунального комплекса. В этой связи требования прокурора не соответствуют нормам Закона № 210-ФЗ от 30.12.2004г. Далее привел доводы, изложенные в возражениях.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы представителя администрации Белоярского района Ойнец А.В., судебная коллегия находит необходимым отменить решение суда первой инстанции, как принятое с неправильным применением материального права.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Вмешательство прокурора в деятельность органов местного самоуправления, в силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, допускается в предусмотренных указанной нормой обстоятельствах. Так, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Ссылаясь на бездействие органов местного самоуправления Белоярского района в части неисполнения обязательных требований закона, что привело, по мнению прокурора к нарушению прав потребителей (л.д.7), заявитель не представил никаких доказательств реального нарушения этих прав, и, наоборот, отказался от части требований, поскольку администрацией района представлены доказательства принятых мер, которые он счел добровольным исполнением заявленных требований (л.д.161).

Между тем, имеющиеся в деле копии муниципальных контрактов, направленные главам сельских поселений в границах Белоярского района (л.д.93-152) датированы 2009 годом, что указывает на наличие действий ответчика, а не его бездействия, о котором указано в исковом заявлении.

В тоже время, действующим законодательством, а именно ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (с последующими изменениями) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", предусмотрен следующий порядок разработки и утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционных программ организаций коммунального комплекса:

1. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования.

2. Инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса.

(в ред. Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ)

3. Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса.

4. Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.

Проверка данных обстоятельств, то есть соблюдение порядка подготовки и реализации инвестиционных программ, оказалась за рамками исковых требований.

Таким образом, требование прокурора в исковом заявлении основано на неверном применении материального права и ошибочной оценке фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, а, следовательно, имеет место нарушение Конституционного принципа самостоятельности органов местного самоуправления.

Исковые требования не обоснованы и удовлетворению не подлежали, а судом первой инстанции иное решение вынесено ввиду неприменения закона, подлежащего применению, и указанного выше.

Новое решение может быть принято судом кассационной инстанции без направления дела на новое рассмотрение, поскольку значимые для дела обстоятельства дополнительной проверки не требуют.

Руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белоярского районного суда от 04 февраля 2011 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Отказать в удовлетворении иска прокурора г.Белоярский в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белоярского района, о возложении обязанностей разработать инвестиционную программу opганизаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований района и направлении её для утверждения в соответствующие представительные органы местного самоуправления.

Председательствующий Блиновская Е.О.

Судьи Мелехина Т.И.

Сухих Е.А.