№ 33-2922/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 июля 2012 г. г. Ханты-Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи: И. М. Оспичева, судей: И. В. Максименко, С. И. Кульковой, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управлению социальной защиты по г. Нягани и Октябрьскому району о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 апреля 2012 г., которым постановлено: признать ведомственный знак «Ударник одиннадцатой пятилетки» основанием для присвоения Д. звания «Ветеран труда». Обязать Департамент социального развития ХМАО - Югры, Управление социальной защиты по городу Нягани и Октябрьскому району, присвоить Д. звание «Ветеран труда» и выдать Д. удостоверение «Ветеран труда». Заслушав доклад судьи И. М. Оспичева, объяснения Д., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия, установила: Д. обратился в суд с указанным выше иском, мотивируя его тем, что ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда», хотя он предоставил все необходимые документы, включая удостоверение, подтверждающее то, что 21 ноября 1985 г. он награжден знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки», удостоверение на основании постановления Коллегии Ордена Ленина Главтюменьнефтегазстроя и Обкома профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности № 20/02/13 от 21 ноября 1985 г. Отказ полагал незаконным, так как действующее на момент его награждения знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки» нормы права рассматривали его как ведомственный знак отличия в труде. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изменения в действующем правовом регулировании не лишают граждан прав, которые они приобрели ранее по действовавшему законодательству. Просил суд признать ведомственный знак «Ударник одиннадцатой пятилетки» основанием для присвоения звания «Ветеран труда», обязать ответчиков присвоить ему звание «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения. В судебном заседании истец иск поддержал. Представитель ответчиков Б. иск не признала, суду пояснила, что отказ истцу основан на Постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 г. за № 103, в перечень которого не включены награды в виде знака «Ударник одиннадцатой пятилетки», дающих право на получения звания «Ветеран труда». Судом постановлено указанное выше решение, которое в апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на нарушение норм права. Судом не принято во внимание, что в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемые при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации. Ссылка суда на то, что законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» является несостоятельной, поскольку Постановление Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. № 103-п, не исключает лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, а определяет перечень ведомственных знаков. В возражении на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Участвующие в деле ответчики, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно статье 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Знак «Ударник одиннадцатой пятилетки» не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 г. № 103-п, в связи с чем, Д. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах». Под установленным частью 2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. «О ветеранах», перечень которых является исчерпывающим. Исходя из предмета совместного ведения субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания «Ветеран труда». Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах». Согласно Постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 26 марта 1981 г. № 304 «О всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение и перевыполнении заданий одиннадцатой пятилетки», Постановлению Совета Министров СССР, ВЦСПС от 24 июня 1981 г. № 580 «О порядке подведения итогов всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки», Положению о едином общесоюзном знаке «Ударник одиннадцатой пятилетки», утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 25 сентября 1981 г. № П-8/289, знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки» награждались трудящиеся за достижения высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств. Постановлением Коллегии Ордена Ленина Главтюменьнефтегазстроя и Обкома профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности № 20/02/13 от 21 ноября 1985 г. Д. награжден знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки» - ведомственным знаком отличия СССР в труде. Д. является получателем пенсии по старости с 24 июня 2008 г., в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственным знаком отличия в труде, относится к категории граждан, являющихся ветераном труда. Согласно Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2006 г. № 142-п (ред. от 22.09.2011) «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и выдачи удостоверений» присвоение званий осуществляется Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; прием документов, оформление и выдача удостоверений осуществляются структурными подразделениями Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В соответствии с Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля 2010 г. № 129 (ред. от 13.03.2012) «О Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», Управление социальной защиты по г. Нягани и Октябрьскому району является структурным подразделением Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. При таких обстоятельствах суд первой инстанции постановил правильное решение об удовлетворении заявленных Д. требований. Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила: решение Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения. Председательствующий Судьи