субъектам не предоставлено право для определения исчерпывающего перечня ведомственных наград, дающих право на присвоение звания `Ветеран труда`



                                                                                                                                    (номер обезличен)

Судья Клименко Г.А.                 Дело 33-3299/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 июля 2012 года                    г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

Председательствующего судьи           Оспичева И.М.

судей:                                                       Ковалева А.А., Максименко И.В.,

при секретаре                                          Климович Н.С..,

         рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эннса ИП к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,

по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 23 мая 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования Эннс ИП к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в присвоении звания «Ветеран труда» Эннсу ИП.

Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры присвоить звание «Ветеран труда» Эннсу ИП».

Заслушав доклад судьи Максименко И.В., пояснения представителя истца Ашихминой Г.В.,возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

                                                                                                                                                                

установила:

Эннс И.П. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры (далее Департамент) о признании незаконным отказа Департамента в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда».

Требования мотивированы тем, что Эннс И.П. 27 декабря 2011 года обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения, указывая на то, что на основании приказа Министерства энергетики был награжден Почетной грамотой, что являлось основанием для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда», однако ответчиком в удовлетворении заявления отказано с указанием на то, что указанная Почетная грамота не включена в Перечень наград, почетных званий, согласно которому возможно присвоение звания. Эннс И.П. считает отказ ответчика в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и влекущим нарушение прав истца на получение соответствующих льгот.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Эннса И.П., извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель истца Эннса И.П. - Ашихмина Г.В. на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика Фролов А.А. исковые требования не признал.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе ответчик Департамент просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права - ст.4 ФЗ РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», положений Закона ХМАО-Югры от 7 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», выразившееся в том, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов и в соответствии с этими полномочиями субъект утверждает соответствующий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации не указана в данном перечне, следовательно, отсутствуют основания для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда».

В возражении на апелляционную жалобу Эннс И.П. указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к сложившимся между сторонами правоотношениям.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Эннс И.П., ответчик Департамент социального развития ХМАО-Югры не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся истца и ответчика.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Ашихмина Г.В. с доводами указанными в апелляционной жалобе ответчика не согласна, так как решение было вынесено в соответствии с представленными сторонами доказательствами и оснований для признания данных доказательств незаконными не имеется, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика без удовлетворения.

        Проверив материалы дела, в пределах доводов апелляционной жалобы (части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и обсудив их, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.

Судом установлено, доводами жалобы не опровергается, что 27 декабря 2011 года Эннс И.П. обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», приложив к заявлению Почетную грамоту, выданную истцу Министерством энергетики Российской Федерации на основании приказа (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.8,11).

Ответчиком в удовлетворении заявления Эннса И.П. было отказано с указанием на то, что Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации не предусмотрена в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06 июня 2005 года №103-п, в качестве основания для присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закона №5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона №5-ФЗедерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон №184-ФЗ).

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона №184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 сатьи. 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 этого Закона №5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона №5-ФЗ, поскольку указанной нормой определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона №5-ФЗ, под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона №5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.

В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 11 Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации отнесена к ведомственным наградам, то есть является ведомственным знаком отличия в труде.

Удовлетворяя исковые требования Эннса И.П., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года №103-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», незаконно сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии 7 Закона №5-ФЗ, определив исчерпывающий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации.

При этом суд правильно учел разъяснения пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в пункте 4 постановления от 31 октября 1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», согласно которым в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Эннса И.П.

        Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.

Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ханты-Мансийского районного суда от 23 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры без удовлетворения.

Председательствующий                                                 Оспичев И.М.

Судьи:                                                                              Ковалев А.А.

                                                                                         Максименко И.В.