об оспаривании приказа Департамента социального развития ХМАО - Югры от 30.01.2012г. № 51-р «О присвоении званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры», в части отказа в присвоении звания «Ветеран труда»



Судья Гаранин В.Ф.                                                                                                                   Дело № 33-2289/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июня 2012 года                                                                   г. Ханты - Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Александровой Н.Н.,

судей Ковалёва А.А., Максименко И.В.,

при секретаре Тавлиной Л.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нестерова Н.Ф. об оспаривании приказа Департамента социального развития ХМАО - Югры от 30.01.2012г. № 51-р «О присвоении званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры», в части отказа ему в присвоении звания «Ветеран труда»,

по апелляционной жалобе Нестерова Н.Ф. на решение Советского районного суда от 21 марта 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Нестерова Н.Ф. об оспаривании приказа Департамента социального развития ХМАО - Югры от 30 января 2012 г. № 51-р «О присвоении званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры», в части отказа ему в присвоении звания «Ветеран труда», отказать».

Заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., судебная коллегия

установила:

Нестеров Н.Ф. обратился в суд с заявлением об оспаривании приказа Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 30.01.2012 г. № 51-р «О присвоении званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры», в части отказа ему в присвоении звания «Ветеран труда» по мотиву того, что имеющийся у него знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года» не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. № 103-п, указывая, что в соответствии со ст. 7 ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются граждане, награжденные орденами, медалями, почетными званиями СССР и РСФСР либо ведомственными знаками отличия. Поскольку его право на данный статус предусмотрен федеральным законом, то не включение полученного им почетного звания в перечень, установленный Правительством субъекта федерации, не может служить препятствием для присвоения ему звания «Ветеран труда», т.к. игнорируется приоритет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Представитель заинтересованного лица - Департамента социального развития ХМАО - Югры в суд не явился, извещен надлежащим образом, от него поступило письменное возражение, в котором просит в удовлетворении заявления Нестерова Н.Ф. отказать.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Нестеров Н.Ф. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суд не учел, что не включение знака «Победитель социалистического соревнования 1979 года» в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. № 103-п, не является основанием для отказа для присвоения звания «Ветеран труда», так как в случае несоответствия нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяются нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным в соответствии со ст.385 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что в рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", нагрудный знак «Победитель социалистического соревнования 1979 г.» не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденного Правительством ХМАО-Югры 06.06.2005 г.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

Согласно ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ, действующей до внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определялся Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.

Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.

Ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда: соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке; награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442.

Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.

Согласно пункту 2 Положения о едином общесоюзном знаке "Победитель социалистического соревнования" 1977 года и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 8 апреля 1977 г., награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года - за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств.

Таким образом, в вышеуказанный период времени награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) было предоставлено, в том числе администрации предприятия и профсоюзного комитета предприятия, и соответствовало действовавшему на тот период законодательству.

Правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

Как видно из дела, 13 января 1980 г. Нестеров Н.Ф. от имени Министерства и ЦК профсоюза награжден знаком «Победитель социалистического соревнования 1979 года», о чем свидетельствует запись в трудовой книжке, удостоверение и нагрудный знак.

Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", является одним из условий присвоения звания "Ветеран труда", при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ.

Из дела следует, что Перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», утвержден Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 6 июня 2005 г. N 103-п. Указанный перечень не содержит в качестве основания присвоения звания «Ветеран труда» наличие знака «победитель социалистического соревнования.. .года», в связи с чем Нестерову Н.Ф. было отказано в удовлетворении его требований.

Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", в результате чего лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания "Ветеран труда", гарантированного статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", что недопустимо.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.

Такие законы, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон ( разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 4 Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").

С учетом изложенного, судебная коллегия находит неправомерным отказ Нестерову Н.Ф. по тем основаниям, что он не имеет ведомственного знака отличия в труде, учитываемого при присвоении звания "Ветеран труда".

В силу ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах принятое судом решение подлежит отмене как не соответствующее требованиям законности и обоснованности с принятием нового решения об удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда от 21 марта 2012 года отменить, принять по делу новое решение.

Заявление Нестерова Н.Ф. об оспаривании приказа Департамента социального развития ХМАО - Югры от 30.01.2012г. № 51-р «О присвоении званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры», в части отказа ему в присвоении звания «Ветеран труда» удовлетворить.

Обязать Департамент социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры учесть нагрудный знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года» как ведомственный знак отличия в труде и признать за Нестеровым Н.Ф. право на получение звания «Ветеран труда».

Председательствующий Н.Н. Александрова

Судьи                                                                      А.А. Ковалёв

                                                                                

                                                                                И.В. Максименко