РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск 12 - 337 09 июля 2010 г.
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Григорчук О.В.
с участием законных представителей ЗАО «Полигон - ЛТД» по доверенности Слюсарь Е.В., Челышева Д.В., представителей Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре Киселевой Е.Н., Тихоновой Е.А., Леонтьевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении ЗАО «Полигон - ЛТД», юридический адрес: (адрес обезличен)
По жалобе ЗАО «Полигон - ЛТД» на постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда от 17.06.2010 г.,
у с т а н о в и л:
Постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда от 17.06.2010г. ЗАО «Полигон - ЛТД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на территории полигона (адрес обезличен) на срок 30 суток.
В жалобе на вышеуказанное постановление судьи ЗАО «Полигон - ЛТД» не соглашается с ним, указывая на то, что судом не дана оценка объективным обстоятельствам, изложенным в объяснении юридического лица. При рассмотрении дела, судом не правильно применены нормы материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении. Назначение административного наказания в виде приостановления деятельности не обосновано, протокол об административном правонарушении составлен не правомочным лицом, которое правом санитарно-эпидемиологического надзора не наделено. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Судья, проверив материалы административного дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения законных представителей ЗАО «Полигон - ЛТД» поддержавших доводы жалобы, представителей Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре Киселевой Е.Н., Тихоновой Е.А., Леонтьевой М.Н., полагавших доводы жалобы необоснованными, приходит к следующему:
Согласно статьям 6,65 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том, числе, осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю в соответствие с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 27.01.2009г. № 53, установлено, что Росприроднадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 285.
Следовательно, Управление Росприроднадзора правомочно осуществлять производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенном лицом при эксплуатации объекта, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю.
Согласно Перечню Федеральному государственному экологическому контролю подлежат объекты, хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации: а)объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, федеральным транспорту, путям сообщения, линиям связи, включая телекоммуникационные сети, а также линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
б)объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству, включая объекты, находящиеся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, а также обеспечивающие космическую деятельность;
в)объекты, относящиеся к производству ядовитых веществ и наркотических средств;
г)объекты, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации;
д)объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:
объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, а также природные комплексы, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;
природные объекты Байкальской природной территории.
2. Объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
3. Объекты, подлежащие федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 4ноября 2006 г. N640.
4. Объекты, подлежащие государственному лесному контролю и надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N394.
5. Объекты, подлежащие государственному земельному контролю, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N689.
6. Объекты, подлежащие государственному контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N293.
7. Объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не указанные в пунктах 1 и 2 настоящего перечня, отнесенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009г. № 285 установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному контролю, в соответствие с перечнем, утвержденным настоящим Постановлением.
На момент издания приказа и проведения проверки ЗАО «Полигон-ЛТД» приказ «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа- Юга оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» отсутствовал, был Утвержден приказом Минприроды России от 23.04.2010г. №124.
Кроме того, исходя из п.1 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N689 "О государственном земельном контроле" государственный земельный контроль в Российской Федерации осуществления Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами (далее- специально уполномоченные органы). Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель. В соответствии с п.4 указанного Постановления Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением в том числе выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Из представленных материалов дела следует, что занимаемый ЗАО « Полигон-ЛТД» земельный участок, расположенный по адресу: (адрес обезличен) является участком земель лесного фонда, следовательно, деятельность ЗАО «Полигон-ЛТД» по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит федеральному государственному экологическому контролю (Кадастровый план земельного участка (номер обезличен) от (дата обезличена)г. категория земель: земли лесного фонда площадью 400000 кв.м.). Лицензия на осуществление деятельности от 13.09.2009г.
Должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды. Перечень таких лиц утвержден постановлением Правительства РФ. Порядок организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного экологического контроля регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О гарантиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Как усматривается из представленных материалов дела в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности, утвержденного Приказом Росприроднадзора № 382 от 23.12.2009г. Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре издан приказ № (номер обезличен) от 05.02.2010г. «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» в отношении ЗАО «Полигон-ЛТД». Срок проведения проверки установлен с 11.02.2010г по 11.03.2010г. Лицами, уполномоченными на проведение проверки назначены: Казьмина Т.А.- заместитель начальника отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре; Лисова Е.А.- главный специалист эксперт-отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре; Леонтьева М.Н.- ведущий специалист-эксперт отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре.
Предметом проверки являлось, соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона РФ « Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г., Федерального закона РФ № « Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999г. По результатам проверки составлен Акт. Ранее юридическое лицо ЗАО «Полигон-ЛТД» в планы проверок 2008г.-2009г. не включалось. Таким образом, на основании изложенного прихожу к выводу, что плановая проверка проведена в соответствие с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О гарантиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Согласно ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.В соответствие со ст.23.29 ч.1 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьями 7.6, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4 - 8.6, 8.12 (в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов), частями 1, 2, 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.15, 8.18, 8.19, 8.21 - 8.23, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.33 - 8.36, частью 3 статьи 8.37, статьями 8.39, 8.41 настоящего Кодекса.Таким образом, должностное лицо-заместитель начальника отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре К.- являлась уполномоченным лицом на составления протокола № 282-ЭК/22 от 26.04.2010г. об административном правонарушении предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ЗАО « Полигон-ЛТД».Согласно ст.8.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
26 февраля 2010 года старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в отношении ЗАО «Полигон - ЛТД» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования № (номер обезличен) Указанное определение №(номер обезличен) вынесено должностным лицом Росприроднадзора в г. Сургут, однако как следует из материалов дела Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре расположено и находится в г. Ханты-Мансийске, ул. Студенческая, д.2.
Таким образом, административное дело рассмотрено судьей Ханты- Мансийского районного суда с учетом требований ч.2 ст.29.5 КоАП РФ.
В ходе административного расследования выявлены следующие нарушения:
ЗАО «Полигон - ЛТД» на протяжении 2009г. осуществляло прием отходов, которые не указаны в лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
ЗАО «Полигон-ЛТД» имеет лимиты на размещение отходов (номер обезличен) от 19.08.2005г., данные лимиты были продлены до середины 2009г., отметка о продлении на 2010г. отсутствует.
Согласно лимитам на размещение отходов ЗАО «Полигон - ЛТД» имеет право размещать отходы 3 класса опасности, принятые от других организаций, в количестве 3,604 тонн, отходов 4 класса опасности, принятых от других организаций, в количестве 2551,310 тонн, отходов 5 класса опасности, принятых от других организаций, в количестве 1787,700 тонн. За 2009г. ЗАО «Полигон - ЛТД» принято от всех сторонних организаций отходов всех классов опасности 84904,946 тонн (согласно представленным таблицам и договорам), в то время как согласно вышеуказанным лимитам максимальная масса приема отходов всех классов составляет 4342,614 тонн. Лимиты на размещения отходов выданы Управлением Ростехнадзора по ХМАО-Югре на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В данном проекте отсутствуют сведения по объекту амбар-копань (для накопления нефтесодержащих отходов), установки УЗГ-1МГ, УЗГ-Мж, которые являются объектами накопления и переработки (обезвреживания, утилизации) отходов.
При проведении натурного осмотра 17.02.2010г. было выявлено, что в амбаре накопления нефтешламов происходит захламление металлическими отходами (бочка загрязненная нефтью). Рядом с амбаром, на повороте дороги, имеется захламление отходами бытовыми после заправки техники топливом. На площадке с грунтовым основанием рядом с площадкой на которой размещены установки Форсаж-2 и УЗГ-1Мж насыпью расположены отходы от переработки нефтесодержащих отходов (зола) в которой обнаружены отходы загрязненной спецодежды. На западной стороне территория захламлена промышленными и крупногабаритными отходами примерно на площади 15х50м. Высота крупногабаритных отходов составляет примерно 1,5м. на площади 12х6м. Весовая площадка не эксплуатируется. За установкой Форсаж-2 территория захламлена отходами: участок 15х15м.( метал, покрышки, остатки резины и др.). Ограждение по периметру отсутствует. На площадке резерва грунта также установлено захламление (арматура, ТБО, покрышки). Отсутствует ограждение 2й карты с обоих сторон и частично первой карты с южной стороны.
При проведении натурного осмотра 26.02.2010г. было выявлено, что периментальное ограждение полигона отсутствует, имеется только в начале (примерно 70 м.) Вдоль дороги с северной стороны полигона установлено захламление отходами в основном полиэтиленовыми которые также висят на деревьях. С края пустой карты, предназначенной для ТБО последующей очереди размещены строительные отходы (плита, арматура). Водозащитное покрытие откосов карт первой очереди отсутствует.
На территории ЗАО «Полигон-ЛТД» происходит захламление отходами мест, не предназначенных для их накопления и размещения, что подтверждается и фототаблицей по делу об административном правонарушении. Кроме того, в ходе проведения осмотра также производился отбор проб и образцов. Результаты проб показали, что в амбаре накоплены отходы с содержанием нефтепродуктов в количестве 35,19%.
Следовательно, нарушение ЗАО «Полигон-ЛТД» п.1 ст.34, п.1,2 ст.39 ФЗ РФ № 7-ФЗ от 10.01.202г. « Об охране окружающей среды», ст.11,п.3,п.4 ст.18,п.1 ст.23 ФЗ РФ № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.199г., СанПиН 2.1.7.1322-03, подтверждается исследованными материалами дела.
Таким образом, на основании изложенного прихожу к выводу, что действия ЗАО «Полигон-ЛТД» обоснованно квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ.
Санкцией ст.8.2 КоАП РФ на основании которой ЗАО «Полигон-ЛТД» привлечено к административной ответственности предусмотрено наложение административного штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда от 17.06.2010г. ЗАО «Полигон - ЛТД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на территории полигона (адрес обезличен) на срок 30 суток.
Таким образом, поскольку несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности по сбору, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами создают угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, доводы жалобы заявителя в части о необоснованном назначении административного наказания в виде приостановления деятельности нахожу несостоятельными.
Административное наказание ЗАО «Полигон-ЛТД» назначено с учетом характера и тяжести совершенного правонарушения и в пределах санкции установленной ст.8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных п.п. 3-5 ст. 30.7 КоАП РФ, для отмены и прекращения обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 29.10, ст.30.6, ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,
р е ш и л :
Жалобу ЗАО «Полигон - ЛТД» оставить без удовлетворения.
Постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда от 17.06.2010 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ЗАО «Полигон - ЛТД» без изменения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры О.В. Григорчук