РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск 7-369 06 августа 2010г.
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Григорчук О.В. с участием законных представителей ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» по доверенности Богос Е.В., Плутовой Н.С.,представителя Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа- Югры по доверенности Матросовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», юридический (почтовый адрес): (адрес обезличен)
по жалобе ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» на постановление судьи Советского районного суда от 23 июня 2010г.
у с т а н о в и л:
Постановлением судьи Советского районного суда от 23 июня 2010г. ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей.
В жалобе на вышеуказанное постановление судьи ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» в лице законного представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Западния Сибирь» Д.В. Слабынина не соглашается с ним, указывая на то, что ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» не является субъектом административного правонарушения, так как согласно договору от 01.01.2010г. (номер обезличен), обязанность по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами при использовании факельной чаши ДНСУ УПСВ вахтового поселка «Ловинка» ЦДНГ 7 лежит на ООО «Урайское УРС». Кроме того, полагают, что в нарушение ст.26.5 КоАП РФ, взятие проб произведено не в рамках административного дела. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья, проверив материалы административного дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения законных представителей ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» Богос Е.В., Плутову Н.С. поддержавших доводы жалобы, представителя Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа- Югры Матросову А.А., пояснившей, что факт нарушения ст.8.2 КоАП РФ подтвержден материалами дела, приходит к следующему:
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -
(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП Российской Федерации, состоит в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении
и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно Федеральному закону "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 1).
Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования (статья 11).
Из материалов дела следует, что Югорским межрайонным прокурором 8 июня 2010г. возбуждено административное производство по делу об административном правонарушении по признаку ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», структурным подразделением которого является ТПП «Урайнефтегаз», осуществляющее свою производственную деятельность на территории Советского района, ХМАО - Югра, на площадке временного размещения нефтешлама, факельной чаши ДНС УПСВ вахтового поселка «Ловинка», ЦДНГ - 7 (географические координаты 61,22054* с.ш.; 65,04343* в.д.).
Основанием для возбуждения административного производства по делу послужило выявление нарушения на земельном участке, на котором расположена площадка временного размещения нефтешлама факельной чаши ДНС УПСВ вахтового поселка «Ловинка» ЦДНГ-7, арендованного Обществом у администрации муниципального образования Советский район ( договор (номер обезличен)), а именно;
п. 1.1., 3.2, Договора предусмотрено, что арендатор принял в аренду земельные участки из земель лесного фонда, общей площадью 842,32 га., под промышленные объекты на Ловинском месторождении нефти, при этом, арендатор обязуется эффективно использовать полученный земельный участок в соответствии с целевым назначением, не допуская ухудшение экологической обстановки на земельном участке и прилегающих территориях в результате своей хозяйственной деятельности.
В нарушение утвержденного Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) от 2008г., страница 21, раздела № 3, на территории площадки временного размещения нефтешлама, факельной чаши ДНС УПСВ вахтового поселка «Ловинка» ЦДНГ - 7, комиссионной проверкой установлено:
- размещение нефтяного шлама осуществляется непосредственно на территории факельной чаши, а не в предусмотренных Проектом в двух единицах металлических емкостей;
- гидроизоляция поверхности площадки временного размещения нефтешлама отсутствует, вся территория площадки замазучена, что не исключает попадания нефтепродуктов на прилегающую территорию, объем существующих ёмкостей недостаточен для временного хранения нефтешлама;
- имеется выход нефтепрофуктов за границы обваловки;
- протоколом исследования почвы: (номер обезличен) от 31.05.2010г., установлено, что на почве, отобранной за обваловкой факельной чаши, содержание нефтепродуктов превышает в 8,8 раз фонового содержания УПСВ вахтового поселка «Ловинка» ЦДНГ - 7;
- в нарушение п. 5.1 СанПиН 2.17.1322-03, размещение отходов осуществляется не в соответствии со схемой временного размещения отходов и места хранения нефтешлама, утвержденной Проектом;
- поверхность открытых приемников-накопителей не защищена от воздействия атмосферных осадков.
Таким образом, по результатом проверки было установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» (ТПП «Урайнефтегаз»), нарушены требования ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которых «отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которые должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву».
Доводы жалобы заявителя об ответственности за данное нарушение ООО «Урайское УРС», не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям: Договор (номер обезличен) заключен на выполнение работ по текущему, капитальному ремонту скважин, подготовке скважин к ГРП и освоению скважин после ГРП. В разделе 3 указанного договора установлен ориентировочный обьем работ на 2010г. с указанием количества скважин и определения трудоемкости робот. В разделе № 9 указанного договора определяющего «Ответственность сторон» не предусмотрено ответственности ООО «Урайское УРС» за нарушение утвержденного Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) от 2008г., на территории площадки временного разрешения нефтешлама, факельной чаши ДНС УПСВ вахтового поселка «Ловинка» ЦДНГ - 7.
Таким, образом, доводы жалобы заявителя на то, что это входит в обязанности ООО «Урайское УРС» по размещению отходов и установлено в разделе № 5 договора, а именно в п.5.1.8,5.1.9,5.1.24, нахожу не обоснованными, поскольку за невыполнение данных обязанностей договором предусмотрены только штрафные санкции.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается кроме Протокола исследования проб отходов от 31.05.2010г. который не может быть признан надлежащим доказательством по делу об административном поскольку получен с нарушение ст.26.5 КоАП РФ, другими материалами дела в частности осмотром территории факельной чаши ДНС УПСВ вахтового поселка «Ловинка» ЦДНГ - 7, что отражено в справке от 20.05.2010г., Фототаблицей территории площадки временного размещения нефтешлама л.д.13-18), и другими материалами дела оцененными в соответствие со ст. 26.11КоАП РФ.
В соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наличие договора не освобождало ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь»
От обязанности соблюдения требований установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
На основании изложенного прихожу к выводу, что юридическое лицо ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», (ТПП «Урайнефтегаз»), имело реальную возможность для соблюдения правил и норм природоохранного законодательства, но не приняло необходимые и своевременные меры по их соблюдению, в результате чего нарушены требования ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании и ином обращении с отходами производства.
При таких обстоятельствах, ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановление судьи Советского районного суда от 23 июня 2010г. соответствует требованиям установленным ст. 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, учитывая, что доводы жалобы не содержат оснований, предусмотренных ч.1 п.п. 2 - 5 ст. 30.7 КоАП РФ для отмены решения судьи Советского районного суда, судья находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, а доводы жалобы не основанными на законе.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление судьи Советского районного суда от 23 июня 2010г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» оставить без изменения, жалобу ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры О.В. Григорчук