Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства



РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск 12-39 14 февраля 2011г.

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Григорчук О.В. с участием законных представителей ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» по доверенности Богос Е.В., Плутовой Н.С., ст. помощника Югорского межрайонного прокурора Скрипниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», юридический (почтовый адрес): (адрес обезличен),

по жалобе ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» на постановление судьи Советского районного суда от 22 декабря 2010г.

у с т а н о в и л:

Постановлением судьи Советского районного суда от 22 декабря 2010г. ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей.

В жалобе на вышеуказанное постановление судьи ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» в лице законного представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Западния Сибирь» А.М. Белого, не соглашается с ним, указывая на то, что представленные доказательства виновности ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» в нарушении ст.8.2 КоАП РФ, добыты с нарушением 26.5 КоАП РФ, взятие проб произведено не в рамках административного дела, и результаты исследования не могут учитываться при рассмотрении данного дела. Считает, что при вынесении постановления были нарушены нормы материального и процессуального права. Просит постановление отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Советский районный суд.

Судья, проверив материалы административного дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения законных представителей ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» Богос Е.В., Плутову Н.С. поддержавших доводы жалобы, заключение ст. помощника Югорского межрайонного прокурора Скрипникову Е.А., пояснившей, что факт нарушения ст.8.2 КоАП РФ подтвержден материалами дела, приходит к следующему:

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -

(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП Российской Федерации, состоит в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно Федеральному закону "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 1).

Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования (статья 11).

Из материалов дела следует, что Югорским межрайонным прокурором 22 июля 2010г. возбуждено административное производство по делу об административном правонарушении по признаку ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», структурным подразделением которого является ТПП «Урайнефтегаз», осуществляющее свою производственную деятельность на территории Советского района, ХМАО - Югра, на площадке временного размещения нефтешлама, факельной чаши ДНС УПСВ вахтового поселка «Ловинка», ЦДНГ - 7 (географические координаты 61,22054* с.ш.; 65,04343* в.д.).

Основанием для возбуждения административного производства по делу послужило выявление нарушения на земельном участке, на котором расположена площадка временного размещения нефтешлама факельной чаши ДНС УПСВ вахтового поселка «Ловинка» ЦДНГ-7, арендованного Обществом у администрации муниципального образования Советский район ( договор № 5 от 28 февраля 2002г).

В ходе проведения контрольной проверки соблюдения действующего природоохранного законодательства было установлено:

На прилегающей территории факельной чаши ДНС УПСВ вахтового поселка «Ловинка» ЦДНГ-7 работы по зачистке нефтезагрязненного грунта проведены не в полном обьеме.

При осмотре каре факельной чаши ДНС УПСВ вахтового поселка « Ловика» ЦДНГ-7, примыкающей непосредственно к территории площадки временного размещения нефтешлама выявлено наличие нефтесодержащей жидкости, которая образуется в связи с уносом ее потоком попутного нефтяного газа из сепарационной установки.

Сведений о согласовании контролирующими органами типового проекта реконструкции факельных систем, разработанного ООО « Лукойл-Западная Сибирь» ТПП Когалымнефтегаз отделом комплексного проектирования в 2008 году, не представлено.

Также, 06 июля 2010 года в ходе натурного обследования специалистом Югорского отдела ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому Федеральному округу по ХМАО-Югре (ФИО обезличено)5 произведен отбор проб почвогрунта визуально загрязненного нефтепродуктами со специфическим запахом нефтепродуктов. Кроме того указанным специалистом был произведен отбор пробы воды из котлована с водой, в котором наблюдалось наличие радужной пленки неизвестного происхождения и отбор проб травянистой растительности на территории заболоченного участка расположенного по близости с лесными насаждениями.

В жалобе на постановление представитель ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» Белый A.M. указывает, что пробы отобраны в нарушение требований ГОСТ 17.4.4.02-84, пункт отбора проб должен размещаться с учетом 300-метровой санитарно-защитной зоны и направления ветра, что соответствует требованиям действующего законодательства.

Судья Советского районного суда в постановлении по делу об административном правонарушении указал, что ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» нарушена ст.51 Закона РФ « Об охране окружающей среды», что подтверждается протоколами исследования проб почвы.

В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из протоколов исследования почвы следует, что в почве, отобранной в ходе проведения проверочных мероприятий имеются значительные, относительно фона, превышения содержания нефтепродуктов в почве, а именно, согласно протокола исследования проб почвы (номер обезличен) от 14.07.2010 г. установлено превышение содержания нефтепродуктов в почве в 707 раз, согласно протоколу исследования проб почвы (номер обезличен) от 14.07.2010 г. установлено превышение содержания нефтепродуктов в почве 1372 раза, согласно протокола исследования проб почвы (номер обезличен) от 14.07.2010 г. установлено превышение содержания нефтепродуктов в почве в 1401 раз, согласно протокола исследования проб (номер обезличен) от 14.07.2010 г. установлено превышение содержание нефтепродуктов в почве в 208 раз.

Однако, судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не выяснено то обстоятельство, почему заказчиком при отборе проб выступало Северо-Уральское Управление «Ростехнадзора», в то время как контрольная проверка проводилась на основании задания прокуратуры ХМАО-Югра.

Кроме того, согласно п.2.3.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 17.4.4.02-84, для контроля санитарного состояния почвы в зоне влияния промышленного источника загрязнения пробные площадки закладывают на площади, равной 3-кратной величине санитано-защитной зоны. Размер санитарно-защитной зоны для действующих предприятий до 12.11.2010г. определялся в соответствие с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Из представленных в материалах дела Актов отбора проб невозможно определить, что точки отбора проб почвенных обьектов расположены в санитарно-защитной зоне или за ее пределами. Специалист проводивший отбор проб в судебное заседание не вызывался и письменные пояснения не давал.

Также, представленные материалы дела содержат фототаблицу ( л.д.18-27), в частности фотографии №№ 9,10,11 подтверждают, что работы по зачистке нефтезагрязненнго грунта проведены не в полном обьеме за пределами площадки временного размещения нефтншлама. Данное доказательство также не было исследовано и оценено при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Таким образом, прихожу к выводу, что выводы судьи районного суда о нарушении ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» (ТПП «Урайнефтегаз») требования ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», являются преждевременными. Судьей районного суда в постановлении неверно указаны реквизиты для уплаты административного штрафа.

Постановление судьи Советского районного суда от 22 декабря 2010г. не соответствует требованиям установленным ст.29.10 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Жалобу ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» - удовлетворить.

Постановление судьи Советского районного суда от 22 декабря 2010г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» отменить, административное дело возвратить на новое рассмотрение в Советский районный суд.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры О.В. Григорчук