РЕШЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Ханты-Мансийск 12-475 18 июля 2011 года Судья суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Григорчук О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Аркада» юридический адрес: (адрес обезличен). По жалобе ООО «Аркада» в лице директора Голобурдова А.В. на постановление судьи Когалымского городского суда от 01 июня 2011г. у с т а н о в и л: Постановлением судьи Когалымского городского суда от 01 июня 2011 года ООО «Аркада» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. В жалобе на постановление судьи ООО «Аркада» в лице директора Голобурдова А.В. не соглашается с ним, указывая на то, что ООО «Аркада» не является собственником дома; при проведении проверки ОГПН по Когалыму ГУ МЧС по ХМАО - Югре грубо нарушены требования действующего законодательства; статус общежития данному дому не присваивался. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Судья, проверив материалы административного дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, приходит к следующему: В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Из материалов дела усматривается, что 17 мая 2011 года в 16 часов в общежитии ООО «Аркада», расположенном по адресу: г. Когалым, ул. Романтиков д. 6 выявлены нарушения требований (пунктов) правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Министерством РФ по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313, введенных в действие 30.06.2003 года, зарегистрированных в Министерстве Юстиций РФ 27.06.2003 года под регистрационным № 4838; строительных норм и правил СНиП 41-01-2003, а именно: - установка автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии - п. 98 ППБ 01-03; - установка системы пожара, находится в неисправном состоянии - п. 98 ППБ 01-03; - коридоры общежития не имеют естественного освещения и не оборудованы системой дымоудаления - п. 3 ППБ 01-03, п. 8.2 СНиП 41-01-2003г. Согласно п. 98 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах. Понятие системы противодымной защиты дано в статье 2 Закона N 123-ФЗ. Это комплекс организационных мероприятий, объемно-планировочных решений, инженерных систем и технических средств, направленных на предотвращение или ограничение опасности задымления зданий, сооружений и строений при пожаре, а также воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные ценности. При этом в соответствии с частью 1 статьи 56 Закона N 123-ФЗ система противодымной защиты здания, сооружения или строения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения. На основании п.8.2 СНиП 41-01-2003г. системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре следует предусматривать: а) из коридоров и холлов жилых, общественных, административно-бытовых и многофункциональных зданий высотой более 28 м. Высота здания определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных автомашин и нижней отметки открывающегося окна (проема) в наружной стене верхнего этажа (не считая верхнего технического); б) из коридоров (туннелей) подвальных и цокольных этажей жилых, общественных, административно-бытовых, производственных и многофункциональных зданий при выходах в эти коридоры из помещений, предназначенных для постоянного пребывания людей (независимо от количества людей в этих помещениях); в) из коридоров длиной более 15 м без естественного освещения зданий с числом этажей два и более: производственных и складских категорий А, Б и В1 - В2 с числом этажей два и более, а также для производственных зданий категории В3, общественных и многофункциональных; г) из общих коридоров и холлов зданий различного назначения с незадымляемыми лестничными клетками; д) из коридоров без естественного освещения жилых зданий, в которых расстояние от двери наиболее удаленной квартиры до выхода непосредственно в лестничную клетку или до выхода в тамбур, ведущий в воздушную зону незадымляемой лестничной клетки типа Н1, более 12 м. е) из атриумов зданий высотой более 28 м, а также из атриумов высотой более 15 м и пассажей с дверными проемами или балконами, выходящими в пространство атриумов и пассажей; ж) из лестничных клеток типа Л2 с открываемыми автоматически при пожаре фонарями зданий стационаров лечебных учреждений. з) из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами без естественного освещения или с естественным освещением через окна и фонари, не имеющие механизированных (автоматически и дистанционно управляемых) приводов для открывания фрамуг в окнах (на уровне 2,2 м и выше от пола до низа фрамуг) и проемов в фонарях (в обоих случаях площадью, достаточной для удаления дыма при пожаре), если помещения отнесены к категориям А, Б, В1 - В3, а также В4, Г или Д в зданиях IV степени огнестойкости; и) из каждого помещения без естественного освещения: - общественного, предназначенного для массового пребывания людей; - площадью 50 кв. м и более с постоянными рабочими местами, предназначенного для хранения или использования горючих веществ и материалов; - торговых залов; - гардеробных площадью 200 кв. м и более; Допускается проектировать удаление продуктов горения через примыкающий коридор из помещений площадью до 200 кв. м производственных категорий В1 - В3, а также предназначенных для хранения или использования горючих веществ и материалов. Согласно ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе и собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности (ППБ 01-03). В постановлении судья городского суда указывает, что ООО «Аркада» являясь юридическим лицом с которым администрация г. Когалыма заключила договор (номер обезличен) от 01.01.2011 года и передала на техническое обслуживание и содержание общежитие в деревянном исполнении, находящихся в (адрес обезличен) в том числе общежитие (номер обезличен). Согласно п. 3.1.16 указанного договора ООО «Аркада» обязано нести полную ответственность за соблюдение Правил и норм охраны труда и технику безопасности, Правил и норм пожарной безопасности при выполнении работ по настоящему договору. Согласно п. 3.1.19 данного договора ООО «Аркада» обязано выполнять мероприятия направленные на соблюдение правил пожарной безопасности при эксплуатации жилого фонда, предусмотренные Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда, установленных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170. Из перечня обязательных работ и услуг по содержанию и техническому обслуживанию общежитий (приложение (номер обезличен) к Договору (номер обезличен) от 01.010.2011г.) следует, что обеспечение противопожарного состояния лестничных площадок, маршей и мест общего пользования должно осуществляться постоянно. Однако ООО «Аркада» не вменялось в качестве нарушения противопожарного состояния лестничных площадок, маршей и мест общего пользования. Кроме того согласно п. 2.1.2 соглашения (номер обезличен) от 01.09.2010г. о передаче объекта жилищного фонда муниципальному образованию заключенного между ООО «Аргос» и Муниципальным образованием ХМАО - Югры городской округ город Когалым, в течении 10 дней с даты заключения Соглашения по акту приема-передачи снять Объекты с баланса ООО «Аргос» и передать на баланс Муниципального образования. В соответствии с п. 5.1. ООО «Аргос» не несет обязанности по техническому обеспечению содержания и эксплуатации Объектов, а также по их управлению, за исключением обязательств, предусмотренных п.п. 2.1.4 и 2.2.1 настоящего Соглашения. Согласно п. 2.1.4. соглашения ООО «Аргос» обязуется в срок до 01.09.2011 года выполнить работы по ремонту Объектов для приведения их в санитарно-техническое состояние, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим и техническим требованиям (Приложение (номер обезличен)). Однако Приложение (номер обезличен) к соглашению (номер обезличен) от 01.09.2010г. в материалах дела отсутствует в связи, с чем дело об административном правонарушении не может быть изучено в полном объеме. Также имеются неустановленные обстоятельства относительно третьего нарушения: не указан конкретный подпункт пункта 8.2 СНиП 41-01-2003, нарушение которого повлекло привлечение ООО «Аркада» к административной ответственности, что необходимо для проверки обстоятельств нарушения, в связи с установлением разных требований для различного вида помещений. При таких обстоятельствах решение судьи Когалымского городского суда от 01 июня 2011 года, нельзя признать законным и обоснованным. Не исследованность обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются основанием, влекущим отмену решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении с возвращением дела на новое судебное рассмотрение. Руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, р е ш и л: Жалобу ООО «Аркада» в лице директора Голобурдова А.В. удовлетворить частично. Постановление судьи Когалымского городского суда от 01 июня 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ООО «Аркада» - отменить. Дело об административном правонарушении в отношении ООО «Аркада» возвратить на новое рассмотрение в Когалымский городской суд. Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры О.В. Григорчук