Невыполнение правил пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск            12-473                           11 июля 2011 года

Судья суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Григорчук О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Администрации «Сельского поселения Русскинская».

По жалобе главного Государственного инспектора Сургутского района по пожарному надзору Мельничук И.В. на решение судьи Сургутского районного суда от 26 мая 2011г.

у с т а н о в и л:

Постановлением по делу об административном правонарушении главного Государственного инспектора Сургутского района по пожарному надзору Мельничук И.В. от 07 апреля 2011 года Администрация «Сельского поселения Русскинская» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Сургутского районного суда от 26 мая 2011г. постановление главного Государственного инспектора Сургутского района по пожарному надзору Мельничук И.В. от 07 апреля 2011 года отменено производство по делу в отношении Администрации «Сельского поселения Русскинская» прекращено.

В жалобе на вышеуказанное решение судьи главный Государственный инспектор Сургутского района по пожарному надзору Мельничук И.В. не соглашается с ним, указывая на то, что суд был введен в заблуждение представителем Администрации «Сельского поселения Русскинское»; предписанием по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 264/1/1 от 01.11.2010г. к устранению не предлагались; комиссия ЧС и ОПБ Администрации Сургутского района не выполняет функции по государственному пожарному надзору за обеспечением пожарной безопасности, кроме того комиссия не рассматривала вопрос обеспечения поселения наружными источниками водоснабжения; судом не было предпринято мер к извещению о времени и месте судебного заседания административный орган, вынесшей постановление по делу об административном правонарушении. Просит решение судьи районного суда отменить, постановление по делу об административном правонарушении признать законным и подлежащим обязательному исполнению.

Судья, проверив материалы административного дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, приходит к следующему:

Как указано в пункте 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"К вопросам местного значения поселения относятся:

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

Решение вопросов местного значения межпоселенческого характера осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно (статья 2 настоящего Федерального закона).

Пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

В пункте 2 статьи 62 настоящего Федерального закона указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Как установлено ст. 19, Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности"

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Постановлением по делу об административном правонарушении главного Государственного инспектора Сургутского района по пожарному надзору Мельничук И.В. от 07 апреля 2011 года Администрация «Сельского поселения Русскинская» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, за нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, а именно: ст. 151 Федерального законодательства РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года и введенными в действия 30.06.2003г., стандартами и нормами пожарной безопасности, а именно:

п. 3 ППБ 01-03, п. 5* приложения 1* СНиП 2.07.01-89*, п. 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3, п. 114 ППБ 01-03, п. 2.11, п. 9.29, п. 9.30 СНиП 2.04.02-84*, п. 3, п.4 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Не соглашаясь с указанным постановлением, судья Сургутского районного суда указал, что в действиях Администрации «Сельское поселения Русскинская» отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку указанные в постановлении нарушения требований пожарной безопасности были выявлены ранее, для их устранения установлены сроки, которые на день проведения проверки не истекли.

Из представленных материалов дела усматривается, что 07 апреля 2011 года при проведении внеплановой выездной проверки Администрации «Сельского поселения Русскинская» выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, а именно нарушение:

п. 3 ППБ 01-03, п. 5* приложения 1* СНиП 2.07.01-89*, п. 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарное расстояние от границ застройки с. Русскинская до лесного массива менее 15 метров (со стороны ул. Русскиных);

п. 3, п. 114 ППБ 01-03, п. 2.11, п. 9.29, п. 9.30 СНиП 2.04.02-84*, п. 3, п.4 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для целей наружного пожаротушения зданий и сооружений расположенных между ул. Просвещения и ул. Русскиных в д. Русскинская в радиусе 200м отсутствует не менее 2-х пожарных резервуаров или 2-х пожарных гидрантов (по факту имеется один пожарный водоем ПВ-2 V-40м кубических при этом собственник водоема не определен).

     О выявленных нарушениях составлен Акт и выдано предписание (номер обезличен) от 07 апреля 2011г. Ранее проверка проводилась и выдавалось предписание к исполнению 01.11.2010г.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры.

       Из решения комиссии ЧС и ОПБ администрации Сургутского района от 28.03 2011г. № 8 усматривается, что срок устранения нарушений установлен до 01.05.2011 года в отношении выполнения противопожарного разрыва от границы застройки «Сельское поселения Русскинская» до лесного массива. Следовательно, на день проведения проверки срок устранения выявленных нарушений не истек.

Установленные в ходе проверки факты отсутствие не менее 2-х пожарных резервуаров или 2-х пожарных гидрантов (по факту имеется один пожарный водоем ПВ-2 V-40м кубических при этом собственник водоема не определен) между ул. Просвещения и ул. Русскиных в д. Русскинская в радиусе 200м. не могут свидетельствовать о нарушении ч.1 ст.20.4 КоАП РФ по следующим основаниям:

         На основании ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности"

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

(часть первая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Из п.11 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (вместе с "ППБ 01-03...") следует, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях;

создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;

создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;

организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;

обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

Согласно части 4 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, производственных зданиях с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2.ст. 68 Закона N 123-ФЗ). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3 ст. 68 Закона N 123-ФЗ).

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Пунктом 94 этих Правил установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Поскольку в представленных материалов дела отсутствует план застройки «Сельское поселения Русскинская», не указано количество проживающих граждан, наличие естественных или искусственных водоисточников у зданий и сооружений расположенных между ул. Просвещения и ул. Русскиных установить не представляется возможным. Отсутствие собственника у пожарного водоема не образует обьективную сторону ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Статья 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Аналогичные положения содержатся в подпунктах 2, 4 части 2 статьи 30.6 указанного Кодекса, закрепившей процедуру рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении или рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, а также установления и проверки факта явки указанного лица в судебное заседание.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит прямого указания на обязательное извещение должностного лица о месте и времени рассмотрения дела.

Принимая во внимание в совокупности изложенные выше обстоятельства, прихожу к выводу, что решение судьи Сургутского районного суда от 26 мая 2011г. на постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, жалоба главного Государственного инспектора Сургутского района по пожарному надзору Мельничук И.В. не подлежит удовлетворению, так как оснований предусмотренных п.п.2,4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Решение судьи Сургутского районного суда от 26 мая 2011г. оставить без изменения.

Жалобу главного Государственного инспектора Сургутского района по пожарному надзору Мельничук И.В. без удовлетворению.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры                                                     О.В. Григорчук