Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов



РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск                             12-815                            12 декабря 2011 г.

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Григорчук О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении ООО «Компания СолтэК», (адрес обезличен).

По жалобе ООО «Компания СолтэК» на постановление судьи Радужнинского городского суда от 28.10.2011 г.,

у с т а н о в и л:

Постановлением судьи Радужнинского городского суда от 28.10.2011г. ООО «Компания СолтэК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности стрелового самоходного гусеничного дизель-электрического крана ДЭК-251, установленного на строящемся объекте (жилом доме) по адресу: ХМАО - Югра, г. Радужный, 1 микрорайон, дом 21.0 (строительный), сроком 30 суток.

В жалобе на вышеуказанное постановление судьи генеральный директор ООО «Компания СолтэК»Чурин А.И.не соглашается с ним, указывая на то, что ООО «Компания СолтэК» заключила договор с ООО «Варьеганнефтесервис» на производство работ с использованием крана на строящемся объекте, ООО «Компания СолтэК» не могло нести ответственность за эксплуатацию крана; Чурин А.И. был извещен в день судебного заседания, в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания было отказано в связи, с чем не имел возможности воспользоваться юридической помощью и представить документы подтверждающие отсутствие вины в действиях ООО «Компания СолтэК». Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Судья, изучив доводы жалобы, проверив материалы административного дела в полном объеме, приходит к следующему:

Согласно ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

К требованиям промышленной безопасности согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон) относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона опасными производственными объектами в соответствии с данным Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону.

Пунктом 3 Приложения 1 к Закону к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

На основании ч. 2 ст. 2 Закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности;

заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

В соответствии с п. 6.7Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 N 61-А, технические устройства в течение всего срока их использования подлежат техническому обслуживанию. Объем и сроки проведения профилактических работ для поддержания технического устройства в исправном состоянии определяются в технической документации на данное устройство. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, организует работы по техническому обслуживанию указанных устройств и контролирует их проведение, а также обеспечивает регистрацию конкретных видов (типов) технических устройств в органах Госгортехнадзора России.

Из протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Компания СолтэК» следует, что 25 октября 2011 года Нижневартовским комплексным отделом Северо-Уральского управления Ростехнадзора осуществлена внеплановая документальная проверка ООО «Компания СолтэК» по факту нарушения юридическим лицом требований Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов» от 25 июля 1997 года № 116-ФЗ, по результатом которой выявлено административное правонарушение предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Как следует из указанного протокола, юридическим лицом ООО «Компания СолтэК», в нарушение требований п. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 26.07.1997г. № 116-ФЗ не соблюдаются требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила осуществления деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:

1. Не зарегистрирован в государственном реестре опасный производственный объект, на котором используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, чем нарушен п. 1 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 - ФЗ от 26.07.1997г.;

2. Не застрахована ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте (нарушение п. 1 ст. 15 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г.);

         3. Не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов. Не разработано Положение о производственном контроле (нарушен п. 1 ст. 11 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г.);

4. Не аттестованы в области промышленной безопасности руководитель и специалисты (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г.; п. 4, 5, 11 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору РД-03-19-2007 (утв. приказом Ростехнадзора от 29 января 2007г. № 37, зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2007г. N 9133);

  1. Не перерегистрирован кран ДЭК-251 per. № 11677 в связи с передачей другому владельцу (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116 - ФЗ от 26.07.1997 г.; п. 9.1.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. №98);
  2. Не получено разрешение от органов Ростехнадзора на пуск крана ДЭК-251 в работу (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г.); п. 9.2.2.а Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. №98);
  3. Не проведено техническое освидетельствование крана ДЭК-251 (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г.); п. 9.3.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98);
  4. Не проводится техническое обслуживание крана ДЭК-251 (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г.); п. 9.4.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98);

9. Не назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами (нарушен п. 1 ст. 9

ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г.); п. 9.4.2.а Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98);

10. Не назначены слесари, наладчики приборов безопасности и электромонтеры для обслуживания крана (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116 - ФЗ от 26.07.1997г.; п. 9.4.8 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. №98);

11. Не назначены стропальщики для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания груза на крюк крана (нет приказа о назначении) (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ №116- ФЗ от 26.07.1997г.); п. 9.4.11 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98);

  1. Не разработаны производственные инструкции для слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ от26.07.1997г.); п. 9.4.2.г Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98);
  2. Не проведена проверка знаний обслуживающего персонала (крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков) квалификационной комиссией предприятия (нет протоколов проверки знаний) (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г., п. 9.4.19 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98);
  3. Нет проекта производства строительно-монтажных работ кранами (ППРк) с положительным заключением экспертизы промышленной безопасности (нарушен п. 1, ст. 9, п. 1 ст. 13 ФЗ №116- ФЗ от 26.07.1997г.); п. 9.5.18.Д, п. 9.5.13.а Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98); п. 3.2.1 Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения РД 10-528- 03;

Постановлением судьи Радужнинского городского суда от 28.10.2011г. ООО «Компания СолтэК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности стрелового самоходного гусеничного дизель-электрического крана ДЭК-251, установленного на строящемся объекте (жилом доме) по адресу: ХМАО - Югра, г. Радужный, 1 микрорайон, дом 21.0 (строительный), сроком 30 суток.

Однако полагаю, что постановление судьи Радужнинского городского суда от 28.10.2011г. подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно представленному заявителем договору № 3 ВН/11 от 01 июля 2011г. стрелковый самоходный гусеничный дизель-электрический кран ДЭК-251, установленный на строящемся объекте (жилом доме) по адресу: ХМАО-Югра, г. Радужный, 1 микрорайон, дом 21.0 (строительный) используется субподрядчиком ООО «Варьеганнефтесервис». По указанному договору Субподрядчик обязуется по заданию Генподрядчика в соответствии с условиями Договора и приложениями к нему на свой риск, своими силами и средствами с использованием своей специальной техники (крана ДЭК - 251) и персонала на условиях подряда выполнять работы по подъему и установке железнодорожных плит перекрытий, погрузке, разгрузке автотранспорта, подъему и подаче строительных материалов на строящемся объекте (п. 1.1).

4.2.1 Выполняет предусмотренные настоящим Договором работы, обеспечив их надлежащее качество в соответствии со всеми действующими нормами, правилами, условиями настоящего Договора, приложениями к нему.

4.2.5 Соблюдает и несет ответственность за соблюдение правил промышленной безопасности и техники безопасности при выполнении работ. Следить за техническим состоянием и своевременным обслуживанием применяемого при производстве работ крана.

4.2.11 При производстве работ Субподрядчик соблюдает нормы законодательства РФ и самостоятельно несет ответственность за их нарушение. Субподрядчик обязуется застраховать свою ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающий среде в случае аварии на производственном объекте.

4.2.13 При производстве работ Субподрядчик самостоятельно несет ответственность перед надзорными органами за результат своей работы, обязуется обеспечить производственный контроль за требованиями промышленной безопасности.

4.2.15 При производстве работ Субподрядчик соблюдает и несет ответственность за соблюдение требований правил пожарной и электрической безопасности.

4.2.16 Субподрядчик обеспечивает наличие необходимого квалифицированного персонала при производстве работ (стропальщиков, крановщиков и т.п.).

5.3 Субподрядчик обязуется изготовить и согласовать проект производства строительно-монтажных работ крана ДЭК-251 и производить работы в соответствии с данным проектом.

5.4 Субподрядчик обязуется следить за наличием необходимых разрешений и поставить на учет используемый при производстве работ кран ДЭК-251 как опасный производственный объект.

8.1.1 Субподрядчик гарантирует надлежащие качество используемого оборудования, в соответствии со всеми действующими нормами и правилами, укомплектованность специальной техники, обеспечение их соответствующими сертификатами, разрешениями и другими необходимыми документами.

8.1.2 Субподрядчик гарантирует наличие обученного, аттестованного персонала и освидетельствованного оборудования, наличие необходимых документов и разрешений на производство работ с помощью крана ДЭК-251.

Следовательно, из постановления судьи городского суда подлежит исключение указание на нарушение ООО «Компания СолтэК» перечисленные в п.п. 2,3, 5 - 14, а также подлежит изменению назначенное административное наказание в виде административного приостановления деятельности стрелового самоходного гусеничного дизель-электрического крана ДЭК-251, установленного на строящемся объекте (жилом доме) по адресу: ХМАО - Югра, г. Радужный, 1 микрорайон, дом 21.0 (строительный), сроком на 30 суток.

В силу п. 4.3. Приказа Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов.

Опасный производственный объект - предприятие или его цех, участок, площадка, а также иные производственные объекты, на которых:

в том числе используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

Из указанного следует, что генподрядчик ООО «Компания СолтэК» строящегося объекта (жилого дома) по адресу: ХМАО-Югра, г. Радужный, 1 микрорайон, дом 21.0 (строительный) обязан зарегистрировать в государственном реестре опасный производственный объект, на котором используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.

Представленным заявителем договором на производство строительных работ данная обязанность на субподрядчика не возложена.

Нарушение п. 1 ст. 2 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 - ФЗ от 26.07.1997г., образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах судьей первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

На основании изложенного руководствуясь ст. 29.10, ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу ООО «Компания СолтэК» удовлетворить частично.

Постановление судьи Радужнинского городского суда от 28.10.2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ООО «Компания СолтэК» изменить, назначить ООО «Компания СолтэК» административное наказание в виде штрафа в размере двести тысяч рублей.

Судья суда ХМАО-Югра                                                            О.В. Григорчук