РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск 12-130 29 марта 2011 года
Судья суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Григорчук О.В., с участием представителя администрации МО г. Мегион по доверенности Марковского В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица Администрации МО г.Мегион, юридический адрес: (адрес обезличен)
По жалобе заместителя начальника отдела надзорной деятельности (по г. Мегиону) УНД Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Фокеева В.А. на решение судьи Мегионского городского суда от 03.02.2011г.
у с т а н о в и л:
Постановлением Главного государственного инспектора г. Мегион по пожарному надзору Фокеева В.А. от 20.12.2010г. юридическое лицо - Администрация МО г. Мегион, привлечена к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, административное наказание назначено в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Мегионского городского суда от 3 февраля 2011г. постановление от 20.12.2010г. заместителя Главного государственного инспектора г. Мегиона по пожарному надзору Фокеева В.А. о привлечении Администрации МО г. Мегиона к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
В жалобе на вышеуказанное решение судьи заместитель начальника отдела надзорной деятельности (по г. Мегион) УНД Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Фокеев В.А. не соглашается с ним, полагает, что Администрация г. Мегион законно привлечена к административной ответственности, так как является собственником здания Центра молодежных коллективов «Муравейник», и учредителем ММУ «Старт», в оперативном управлении которого находится данное здание; указывает на то, что уставом (адрес обезличен) не оговорена возможность направления денежных средств, полученных от оказания платных услуг, на устранение нарушений требований пожарной безопасности; согласно Постановлениям №1187 от 24.08.2009г. и №197 от 3.03.2010г., при получении предписания от ОГПН режимные нарушения устранять за счет средств бюджета учреждения, при выявлении нарушений капитального характера перечень направлять для разработки проектно-сметной документации в (адрес обезличен) время и место рассмотрения дела указаны в протоколе об административном правонарушении, нормами КоАП РФ не запрещено рассмотрение административного дела в день составления протокола, ходатайств об отложении рассмотрения административного дела от представителя Администрации г. Мегион не поступало; Ш. являясь дознавателем одновременно по должности является государственным инспектором по пожарному надзору, аттестационный лист от 6.04.2010г. в котором указывается, что дознаватель Ш. соответствует должности государственного инспектора по надзору, в судебном заседании мог бы предоставить заместитель начальника ОНД по г. Мегион Фокеев В.А.; объяснения либо пояснения по существу дела не заслушивались. Просит решение Мегионского городского суда отменить.
В возражениях представитель администрации по доверенности В.И. Марковский просит решение суда от 3.02.2011г. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, считая его законным, указывая, что протокол об административном правонарушении составлен по истечении 6 дней после проведения проверки; фактически материалы дела главным государственным инспектором г. Мегиона по пожарному надзору не рассматривались, так как представителю администрации одновременно вручили подписанный протокол об административном правонарушении и постановление; администрация города не была извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не было предоставлено времени для реализации процессуальных прав; здание, в котором расположен (адрес обезличен) передано в пользование на праве оперативного управления самостоятельному юридическому лицу (адрес обезличен) основания, по которым дознаватель в ходе проверки определил, что нарушения, допущенные администрацией города, носят капитальный характер, отсутствуют, поэтому ответственность не может быть возложена на собственника; противоправные, виновные действия (бездействия) юридического лица, за которые предусмотрена административная ответственность, не описаны; протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным на то должностным лицом; в судебном заседании Фокееву В.А. было предоставлено право дать пояснения по факту пропуска процессуальных сроков при производстве по делу, однако он дать пояснения не смог.
Судья, проверив материалы административного дела в полном объеме, изучив доводы жалобы и возражений, выслушав пояснения представителя администрации МО г. Мегион Марковского В.И., возражавшего против доводов жалобы, приходит к следующему:
Согласно ст.20.4 ч.1 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16 настоящего Кодекса, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу требований ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно ч.1 ст.38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. При этом требования пожарной безопасности в РФ установлены Правилами пожарной безопасности РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника отдела государственного пожарного надзора по г. Мегион ГУ МЧС России по ХМАО-Югре от 26.11.2010г. (номер обезличен) проведена внеплановая проверка с целью контроля за исполнением предписания ГПН от 27.08.2009г. (номер обезличен) об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в здании (адрес обезличен) находящегося в оперативном (адрес обезличен) являющегося собственностью администрации г. Мегиона.
По результатам проверки 15.12.10г. составлен акт (номер обезличен) выявленных на объекте нарушений Правил пожарной безопасности, 20.12.10г. Государственным инспектором г. Мегиона по пожарному надзору Ш. составлен протокол об административном правонарушении.
В тот же день 20.12.10г. заместитель Главного государственного инспектора г. Мегиона по пожарному надзору Фокеев В.А. принял решение о привлечении Администрации МО г. Мегиона к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, вынесено постановление о применении административного наказания в виде штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, представитель Администрации МО г.Мегион Марковский В.И. подал на него жалобу.
Прекращая дело об административном правонарушении, судья городского суда пришел к выводу о том, что Администрация МО г. Мегион не является субъектом данного правонарушения, поскольку здание хотя и находится в муниципальной собственности, однако передано собственником в пользование на праве оперативного управления самостоятельному юридическому лицу - МУ «Старт».
Производство по делу об административном правонарушении проведено с нарушением правил ст.28.8, 29.4, 25.1 КоАП РФ.
В деле отсутствуют данные о том, что Ш. является государственным инспектором пожарного надзора.
Данные выводы суда являются преждевременными по следующим основаниям.
В материалах дела имеется копия Распоряжения Главы г. Мегион А.А. Кузьмина от 6.04.2007г. (номер обезличен) о передаче <данные изъяты> на баланс на праве оперативного управления здания (адрес обезличен), однако свидетельство о регистрации перехода права оперативного управления в материалах дела отсутствует.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, может быть гражданин РФ, должностное лицо, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическое лицо.
Согласно дополнению к Уставу <данные изъяты> утвержденному распоряжением Главы г. Мегион 16.11.2010г. директор учреждения в соответствии с действующим законодательством:
- своевременно выполняет мероприятия по устранению причин и условий, способствующих возникновению пожара, а также выполняет предписания и предложения государственных органов пожарной безопасности;
- осуществляет руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции, несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности;
- несет в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности в соответствии с ФЗ от 23.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Устав <данные изъяты> не содержит сведений, что данное Учреждение отвечает по своим обязательствам и несет административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности в соответствии с ФЗ от 23.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
О месте и времени рассмотрения административного дела администрация извещена надлежащим образом, разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, о чем свидетельствуют подписи представителя Администрации МО г. Мегион Марковского В.И. в протоколе об административном правонарушении и в определении о передаче материалов административного дела по подведомственности.
Каких-либо заявлений и ходатайств, в том числе об отложении рассмотрения административного дела для предоставления доказательств либо реализации других прав, от представителя Марковского В.И. не поступило.
Нормы КоАП РФ не содержат запрета на рассмотрение административного дела в день составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с перечнем должностных лиц органов государственного пожарного надзора, утвержденного приказом МЧС России от 06.06.2006г. (номер обезличен), протоколы об административных правонарушениях вправе составлять государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ.
В силу абзаца 10 п.8 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. (номер обезличен), государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору - сотрудники территориальных отделов (отделений) структурных подразделений территориальных органов МЧС РФ…, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.
Согласно аттестационному листу государственного инспектора по пожарному надзору от 6.04.2010г., Ш. соответствует квалификационным требованиям по занимаемой должности.
Исходя из вышеизложенного, Ш. являясь дознавателем одновременно по должности является государственным инспектором по пожарному надзору.
При таких обстоятельствах, обжалуемое судебное решение нельзя признать законным и обоснованным.
При новом рассмотрении судье следует учесть изложенное, дело рассмотреть полно, объективно, всесторонне и вынести решение, соответствующее действующему законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Жалобу заместителя начальника отдела надзорной деятельности (по г. Мегиону) УНД Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Фокеева В.А. удовлетворить.
Решение судьи Мегионского городского суда от 03.02.2011г. отменить, административное дело возвратить на новое рассмотрение в Мегионский городской суд.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры О.В. Григорчук