Постановлением признана смягчающим наказание обстоятельством явка с повинной, смягчено наказание



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Забайкальского краевого суда

от 28 октября 2010 г. № 44-У- 177 - 10

г. Чита

Президиум Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего Доровского Н.Г.,

членов президиума Шишкиной Н.П., Махмудовой В.И., Калашниковой Л.И., Багдасаровой Л.В.

рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Бубеева Б.Б. о пересмотре приговора Агинского районного суда Забайкальского края от 22 сентября 2009 г., кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Забайкальского краевого суда от 3 ноября 2009 г.

По приговору Агинского районного суда от 22 сентября 2009 г.

Бубеев Б.Б., родившийся <Дата> в <адрес>, судимый 28 августа 2008 г. по п.«а» ч.3 ст.158 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года со штрафом 3100 рублей,

осужден по ст.70 УК РФ отменено условное осуждение, частично присоединено неотбытое наказание по приговору от 28 августа 2008 г., по совокупности приговоров окончательно назначено 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлено дополнительное наказание – штраф в сумме 3100 рублей исполнять самостоятельно.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Забайкальского краевого суда от 3 ноября 2009 г. приговор оставлен без изменения.

В надзорной жалобе осужденного Бубеева Б.Б. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Астафьевой Н.Е., изложившей обстоятельства дела, содержание приговора, доводы надзорной жалобы, мотивы возбуждения надзорного производства; выслушав осужденного Бубеева Б.Б., адвоката Киселеву Т.П., поддержавших надзорную жалобу, мнение первого заместителя прокурора Забайкальского края Шипицына М.В. об изменении приговора, президиум

установил:

Бубеев Б.Б. признан виновным в том, что 19 июня 2009 г. в <адрес> Агинского района Забайкальского края в состоянии алкогольного опьянения на почве ссоры и личных неприязненных отношений нанес <Потерпевший 1>, 1938 года рождения, множественные удары кулаками и ногами по голове и телу, умышленно причинил тупую сочетанную травму головы, туловища, конечностей с переломами ребер, грудины, повреждением внутренних органов – тяжкий вред здоровью, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего.

В надзорной жалобе и дополнении к ней осужденный Бубеев ставит вопрос об отмене судебных постановлений. Указывает, что является инвалидом по психическому состоянию. Потерпевший оскорбил, унизил его, угрожал причинить вред. Угрозу он воспринял как реальную, в силу психического состояния не предвидел общественно опасных последствий своих действий. Врачи и сотрудники милиции не приняли мер к надлежащей проверке его морально-психического состояния. Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза проведена неполно, следовало назначить стационарную судебно-психиатрическую экспертизу. Считает, что при назначении наказания суд не учел смягчающие обстоятельства: вызов «скорой помощи», явку с повинной, активное содействие следствию в раскрытии преступления. Полагает, что расследование по делу и судебное следствие проведены необъективно; его действия следует переквалифицировать на ч.1 ст.109 УК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум находит ее подлежащей частичному удовлетворению.

Осужденный Бубеев признал, что нанес потерпевшему множественные удары руками и ногами. Его вина подтверждена показаниями свидетеля <Свидетель 1>, в присутствии которой он ударил ногой труп потерпевшего, признал свою причастность к преступлению; заключением судебно-медицинского эксперта о характере, локализации выявленных у потерпевшего травм, другими приведенными в приговоре доказательствами. Суд обоснованно пришел к выводу, что преступление совершено на почве ссоры, неприязненных отношений и алкогольного опьянения, и не установил данных о неправомерном поведении потерпевшего, в результате которого у осужденного могло возникнуть состояние аффекта или необходимой обороны. Интенсивность избиения, нанесение множественных ударов ногами по телу потерпевшего свидетельствуют об умысле на причинение тяжкого вреда здоровью. Президиум находит правильной квалификацию преступления по ч.1 ст.109 УК РФ, о чем ставится вопрос в надзорной жалобе, не усматривает.

При проведении амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы полно, объективно исследована медицинская документация, иные данные о психическом состоянии осужденного, установлено, что выявленные у него изменения психики не лишали его способности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Оснований к назначению стационарной судебно-психиатрической экспертизы не имелось, ходатайств об этом стороны не заявили.

Назначая наказание, суд обоснованно принял во внимание особую тяжесть содеянного, данные о личности виновного, признал смягчающим обстоятельством наличие у него инвалидности.

Доводы осужденного о принятии мер к оказанию медицинской помощи потерпевшему президиум находит несостоятельными. Бубеев вызвал фельдшера после того, как убедился в смерти потерпевшего. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что осужденный активно способствовал раскрытию преступления, президиум также не усматривает.

Вместе с тем президиум считает, что приговор подлежит изменению в части назначенного наказания в соответствии с ч.1 ст.409, п.п.3,4 ч.1 ст.379 УПК РФ по следующим основаниям.

По ходатайству государственного обвинителя суд исследовал в качестве доказательства протокол явки Бубеева с повинной от 20 июня 2009 г. В судебных прениях стороны просили о признании этого обстоятельства смягчающим наказание. Суд в нарушение требований п.«и» ч.1 ст.61 УК РФ не признал явку с повинной обстоятельством, смягчающим наказание, суждений по этому поводу в приговоре не привел.

Суд кассационной инстанции признал необоснованными доводы кассационной жалобы осужденного о явке с повинной, указав в кассационном определении, что органы следствия располагали сведениями о совершении преступления Бубеевым вечером 19 июня 2009 г., а протокол явки с повинной составлен 20 июня 2009 г., поэтому явка с повинной не может быть признана обстоятельством, смягчающим наказание.

Этот вывод судебной коллегии не основан на материалах дела.

Согласно показаниям осужденного Бубеева, данным при производстве предварительного следствия и в судебном заседании, после совершения преступления он вызвал фельдшера <...>, которая сообщила о случившемся сотруднику милиции. Доводы осужденного в этой части в приговоре не опровергнуты.

Уголовное дело возбуждено 20 июня 2009 г. в 9 часов по признакам преступления, предусмотренного ст.91 УПК РФ 20 июня 2009 г. в 14 часов. Изложенное свидетельствует о том, что о причастности осужденного к преступлению органам следствия стало известно от него до поступления иной информации о совершении преступления.

Президиум признает явку осужденного с повинной обстоятельством, смягчающим наказание, применяет требования ст.70 УК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.407,408 УПК РФ, президиум

постановил:

Надзорную жалобу осужденного Бубеева Б.Б. удовлетворить частично.

Приговор Агинского районного суда Забайкальского края от 22 сентября 2009 г., кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Забайкальского краевого суда от 3 ноября 2009 г. в отношении Бабуева Б.Б. изменить.

Признать обстоятельством, смягчающим наказание, его явку с повинной. На основании ст.70 УК РФ частично присоединить неотбытое наказание по приговору Агинского районного суда от 28 августа 2008 г., окончательно назначить 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Дополнительное наказание – штраф в сумме 3100 рублей исполнять самостоятельно.

В остальной части судебные постановления оставить без изменения.

Председательствующий Н.Г. Доровский