определение об изменении приговора по делу об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью



Председательствующий Дело Номер обезличен

по делу Ловкачев А.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чита Дата обезличена года

Судебная коллегия по уголовным делам Забайкальского краевого суда в составе

Председательствующего Вакиной И.Ю.,

Судей Очировой Б.М., Хохлашовой Л.Д.

при секретаре Соловьеве М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите Дата обезличена года кассационное представление прокурора- государственного обвинителя Королевой М.В. и кассационную жалобу осужденного Паншина Г.С. на приговор Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена года, которым

Паншин Геннадий Сергеевич, родившийся Дата обезличена

Дата обезличена года в с. Адрес обезличен республики

Адрес обезличен, судимый

Дата обезличена года по ч. 1 ст.115, ЧС. 1 ст.115, ст.119, ст.119

УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы;

Дата обезличена года по ст. 119, 119, 119 УК РФ с применением ч. 5

ст. 69 УК РФ к 2 годам 3 месяцам лишения свободы;

Дата обезличена года по ч. 1 ст.116, 119 УК РФ с применением ч. 5

ст. 69 УК РФ к 3 годам 3 месяцам лишения свободы;

из мест лишения свободы освобожден Дата обезличена года

досрочно в связи с заменой лишения свободы исправительными

работами, наказание отбыто;

осужден по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 3 годам лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Вакиной И.Ю. выслушав осужденного Паншина Г.С. и адвоката Пранович Т.А., поддержавших доводы кассационной жалобы и просивших об отмене приговора, выслушав мнение прокурора Кириенко, поддержавшую доводы кассационного представления об изменении приговора и смягчении осужденному наказания до 2 лет 9 месяцев лишения свободы, судебная коллегия

установила:

Паншин признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшему ФИО1, совершенном в Адрес обезличен Дата обезличена года при изложенных в приговоре обстоятельствах.

В кассационном представлении прокурор государственный обвинитель Королева М.В. ставит вопрос об отмене приговора в связи с неправильным применением уголовного закона и нарушениями уголовно-процессуального закона.

Не оспаривая выводы суда о доказанности вины Паншина, квалификации его действий, прокурор указала, что приговор не соответствует требованиям уголовно-процессуального закона, т.к. в нем не дана оценка доводам Паншина о даче показаний в качестве подозреваемого в отсутствие адвоката, хотя данные показания приведены в приговоре в качестве доказательства его вины. Также суд в приговоре не привел и не оценил показания свидетеля ФИО2, проводившего данный допрос Паншина в качестве подозреваемого.

Прокурор также указала на суровость назначенного Паншину наказания, т.к. при отсутствии отягчающих обстоятельств суд не применил положения ч. 1 ст. 61 УК РФ относятся к смягчающим.

Одновременно, несмотря на выраженное мнение об отмене приговора из-за существенных нарушений судом уголовно-процессуального закона, прокурор просит приговор изменить, применить ст. 62 УК РФ и смягчить осужденному Паншину срок наказания на 6 месяцев.

В кассационной жалобе (основной и дополнительной) осужденный Паншин указал, что с приговором не согласен в связи с неправильным применением уголовного закона, суровостью назначенного ему наказания.

Просит учесть, что потерпевший первым начал ссору, ударил кулаком по лицу, напал на него с ножом. Указанное обстоятельство, по мнению осужденного, подтверждается тем, что ФИО1 описал нож, а также наличием на его, Паншина пальце руки резаной раны и иных телесных повреждений. Удары ножом потерпевшему он нанес, обороняясь от нападения. Просит также учесть, что он принял меры к оказанию помощи потерпевшему, который в судебное заседание не явился и не желал привлекать его к уголовной ответственности и смягчить наказание.

Проверив материалы уголовного дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены приговора.

Вина Паншина в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшему ФИО1 доказана совокупностью исследованных судом и приведенных в приговоре доказательств, содеянному дана надлежащая юридическая оценка, фактические обстоятельства дела судом установлены правильно.

Доводы осужденного о том, что телесные повреждения потерпевшему он причинил, обороняясь от его нападения, тщательно проверялись в судебном заседании и не нашли своего подтверждения. Из оглашенных судом показаний ФИО1 на предварительном следствии видно, что он в ходе ссоры и драки ножом Паншину не угрожал.

Вывод суда о том, что Паншин в ходе обоюдной драки с потерпевшим умышленно нанес ему удары, в том числе в область спины, является правильным, локализация ножевого ранения у потерпевшего противоречит выдвинутой версии осужденным о нахождении в состоянии самообороны; по показаниям эксперта при указанном Паншиным положении причинении такого повреждения в области спины невозможно.

При таких обстоятельствах оснований для переквалификации действий осужденного не имеется.

Суд полно, всесторонне и объективно исследовал представленные сторонами доказательства, пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Паншина в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ.

Судебной коллегией проверены доводы прокурора о существенных нарушениях судом уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, и данные доводы признаны необоснованными.

Отсутствие в приговоре ссылки на показания свидетеля ФИО2 по обстоятельствам расследования ею данного уголовного дела существенным нарушением уголовно-процессуального закона не является, т.к. не повлияло на выводы суда о доказанности вины Паншина. Судебная коллегия не расценивает как существенные нарушения уголовно-процессуального закона и отсутствие в приговоре ссылки на показания Паншина в части неподтверждения своих показаний, данных в качестве подозреваемого. Суд обоснованно сослался в приговоре на указанные показания, т.к. они получены с соблюдением уголовно-процессуального закона, были даны в присутствии адвоката.

Вместе с тем доводы прокурора о нарушении судом уголовного закона при назначении наказания осужденному являются обоснованными.

Суд установил, что после нанесения ножевых ранений потерпевшему, Паншин увел его в квартиру, сообщил о случившемся соседям, чтобы те вызвали скорую медицинскую помощь. Данное обстоятельство суд не учел в качестве смягчающего, хотя оказание иной помощи в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ подлежало учету.

При отсутствии отягчающих обстоятельств суду следовало признать указанное обстоятельством смягчающим и применить ст. 62 УК РФ при назначении Паншину наказания.

Вместе с тем, противоправное поведение потерпевшего было учтено судом в качестве смягчающего обстоятельства, о чем прямо указано в приговоре. Доводы представления прокурора в этой части являются необоснованными.

С учетом указанного назначенное Паншину наказание подлежит смягчению.

Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Приговор Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена года в отношении Паншина Геннадия Сергеевича изменить,

смягчить осужденному наказание с применением ст. 62 УК РФ до 2 лет 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима;

на основании п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ признать в качестве смягчающего обстоятельства оказание Паншиным иной помощи потерпевшему.

В остальной части приговор оставить без изменения, кассационное представление прокурора Королевой М.В., кассационную жалобу осужденного Паншина Г.С. удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи