Суд первой инстанции Производство Номер обезличен
Алехина О.С.
Суд второй инстанции:
Толстобров А.А. (предс.),
Иванов А.В., Карабельский А.А. (докл.)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
президиума Забайкальского краевого суда
председательствующего Доровского Н.Г.
и членов президиума Кузьминой Н.В., Намцараева Б.Н.,
Багдасаровой Л.В., Махмудовой В.И.
по докладу судьи Багдасаровой Л.В.
с участием прокурора Фалилеева В.А.,
рассмотрев Дата обезличена в городе Чите гражданское дело по заявлению Краснокаменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Ковылинское» о возложении обязанности по приведению скотомогильника в соответствие с установленными требованиями,
у с т а н о в и л:
Краснокаменский межрайонный прокурор обратился с вышеназванными требованиями, мотивируя тем, что в ... метрах от поселка Ковыли расположен скотомогильник. Он представляет собой неогороженный участок местности площадью 25 кв. м, внутри которого находится место для захоронения биологических отходов. Данный скотомогильник не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям. Это создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций.
Решением Краснокаменского городского суда от Дата обезличена, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от Дата обезличена, постановлено: бездействие администрации сельского поселения «Ковылинское» в неисполнении Правил устройства скотомогильников признать незаконным; обязать администрацию сельского поселения «Ковылинское» принять меры к устройству и оборудованию скотомогильников (биотермической ямы) глухим забором высотой не менее двух метров с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 метра, шириной не менее 1,5 метров с устройством вала из вынутого грунта; через траншею перекинуть мост; в центре участка выкопать яму размером 3,0 на 3,0 метра и глубиной 10 метров, внутрь которой поместить металлическую емкость по размеру ямы; емкость оборудовать отверстием с плотно закрываемой крышкой; из емкости вывести вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м.
Определением Краснокаменского городского суда от Дата обезличена администрации сельского поселения «Ковылинское» восстановлен срок на подачу надзорной жалобы.
В надзорной жалобе, поступившей Дата обезличена, глава администрации сельского поселения «Ковылинское» Лучкина Т.И. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, считая их незаконными.
Дата обезличена дело истребовано из Краснокаменского городского суда; Дата обезличена оно поступило в Забайкальский краевой суд.
Определением судьи Забайкальского краевого суда от Дата обезличена дело передано для рассмотрения в суд надзорной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Забайкальского края Фалилеева В.А. об удовлетворении надзорной жалобы, президиум находит решение и кассационное определение подлежащими отмене.
При удовлетворении требования прокурора суд, сославшись на положения Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту – Закон) и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» о праве граждан на благоприятную среду обитания и об отнесении к вопросам местного значения поселения участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения, признал, что со стороны администрации сельского поселения «Ковылинское» имеет место неисполнение требований к обустройству и эксплуатации скотомогильника.
Этот вывод суда президиум не может признать правильным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Отсюда следует, что данный Закон не распространяется на регулирование вопросов оборудования и содержания скотомогильников администрациями поселений, которые не могут быть отнесены к вопросам местного значения поселения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьям 5 и 6 Закона и части 2 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета.
В соответствии с подпунктом "ц" пункта 2 статьи 26.11 этого же Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Согласно пункту 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Из приведенных норм следует, что решение вопросов создания скотомогильников (биотермических ям) возложено на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления закон не предусматривает.
Согласно пунктам 5.1, 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Сведений о правах ответчика на скотомогильник и о нахождении на его балансе этого объекта в материалах дела не имеется.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает обращения в муниципальную собственность имеющегося на территории сельского поселения «Ковылинское» места захоронения биологических отходов, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников ответчику не передавались, у суда не было оснований для возложения на него обязанности по оборудованию скотомогильника (биотермической ямы).
Поскольку судами первой и кассационной инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, которые повлияли на исход дела, их судебные постановления подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум
п о с т а н о в и л:
решение Краснокаменского городского суда от Дата обезличена и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от Дата обезличена отменить.
В удовлетворении заявления Краснокаменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Ковылинское» о возложении обязанности по приведению скотомогильника в соответствие с установленными требованиями отказать.
Председатель Н.Г. Доровский