о признании бездействия незаконным



Председательствующий по делу Дело <Номер обезличен>

Судья Каминский В.Л.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего Ананиковой И.А.

судей Карабельского А.А., Кожиной Е.А.

с участием прокурора Ташлыкова А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите <Дата обезличена>

гражданское дело по заявлениям прокурора Ингодинского района г.Читы в защиту интересов И..., Г..., Б..., Н..., В..., М... к <Управление Государственного органа 1 по Забайкальскому краю> о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей

по кассационной жалобе ответчика

на решение Ингодинского районного суда г. Читы от <Дата обезличена>, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Признать бездействие <Управление Государственного органа 1 по Забайкальскому краю> по непринятию ведомственного жилого фонда войсковой части – жилых домов <Адреса обезличены> незаконным.

Обязать <Управление Государственного органа 1 по Забайкальскому краю> принять жилые дома <Адреса обезличены> на свой баланс на праве оперативного управления и в последующем передать указанный жилой фонд в установленном законом порядке в муниципальную собственность.

Взыскать с ответчика в пользу городского округа «Город Чита» госпошлину в размере 200руб.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ананиковой И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обратившись в суд с исками в защиту прав каждого из истцов, прокурор ссылался на следующие обстоятельства. Жилые дома <Адреса обезличены>, в которых проживают истцы, распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от <Дата обезличена> №<Номер обезличен> были переданы от войсковой части в оперативное управление <Государственный орган 2>, однако в передаточный акт включены не были. В январе 1999г. от <Государственный орган 3> принятое от войсковой части имущество передано в пользование <Управление Государственного органа 3>, при этом указанные жилые дома на баланс последнего поставлены не были. На основании приказа <Государственный орган 1> от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> территориальные органы <Государственный орган 1> должны были в срок до <Дата обезличена> завершить передачу в муниципальную собственность объектов жилищно – коммунального хозяйства, находящихся на балансе государственных учреждений и государственных унитарных предприятий уголовно - исполнительной системы. Действий по передаче спорных жилых домов в муниципальную собственность ответчик не принимает, что нарушает законные интересы и права истцов. Просил признать бездействие ответчика в части непринятия на баланс спорных домов незаконным, обязать принять вышеуказанные дома на свой баланс на праве оперативного управления, после чего передать их в установленном законом порядке в муниципальную собственность.

Определением судьи заявления прокурора объединены в одно производство л.д.1-2).

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель <Управление Государственного органа 1 по Забайкальскому краю> Е... просит решение отменить. Ссылается на то, что жилой фонд, в отношении которого возник спор, является бесхозяйным, и при отсутствии у ответчика оформленного в надлежащем порядке права оперативного управления спорными домами их передача в муниципальную собственность не может быть осуществлена.

В возражениях относительно кассационной жалобы прокурор Ингодинского района г.Читы Захаров А.В. считает решение суда законным и обоснованным, и.о. руководителя территориального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае З... указывает на отсутствие спорных объектов жилищного фонда в реестре федерального имущества, и невозможность их передачи в муниципальную собственность до момента учета в названном реестре.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, заслушав представителей ответчика Е... и К..., поддержавших жалобу, истцов Г..., Б..., И..., прокурора Ташлыкова А.В., полагавших решение правильным, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в силу нижеследующего.

Постановляя решение об удовлетворении требований прокурора, суд исходил из того, что спорные жилые дома являются объектами жилищного фонда и подлежат передаче в муниципальную собственность в соответствии с нормами материального права, в том числе Законом РФ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, Приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1.

Вместе с тем, судом не учтено, что при принятии уполномоченным федеральным органом решения о передаче объектов, находящихся в федеральной собственности, в собственность муниципального образования необходимо представить документы, перечень которых определен в пункте 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006г. № 374 «О перечне документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации».

Обязанность проводить передачу объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы в муниципальную собственность в соответствии с названным постановлением возложена на начальников территориальных органов <Государственный орган 1> Приказом <Государственный орган 1> от <Дата обезличена> N <Номер обезличен> «Об исполнении Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131 –ФЗ».

Из материалов дела усматривается, что спорные жилые дома не учтены в реестре федерального имущества, правоустанавливающих документов о принадлежности ответчику этих жилых домов на праве оперативного управления не имеется, не решены вопросы с земельными участками, на которых находятся спорные объекты недвижимого имущества. При таких обстоятельствах исключена возможность представления документов, названных в пункте 1 указанного постановления, к которым относятся:

а) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;

б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральному государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

г) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

и) кадастровая карта (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации.

Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 13.07.2009г. № 270 «Об утверждении административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции «осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность» решение о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность не может быть принято без соответствующего распоряжения Росимущества или его территориального органа.

Следовательно, обязанность по передаче спорных объектов жилищного фонда в собственность муниципального образования – городского округа «Город Чита» в установленном законом порядке не может быть исполнена ответчиком по независящим от него обстоятельствам, а также в силу отсутствия у него государственных полномочий по распоряжению имуществом, находящемся в федеральной собственности без участия территориального органа Росимущества.

При этом отсутствие спорных объектов недвижимости на балансе <Управление Государственного органа 1 по Забайкальскому краю> на правомочия последнего в отношении данного имущества не влияет, и, следовательно, постановка на баланс спорного имущества не влечет правовых последствий для сторон по данному делу.

Судебная коллегия принимает во внимание, что обязанность принять спорные объекты недвижимости в муниципальную собственность возлагается на муниципальное образование в силу закона, однако в качестве ответчика Администрация городского округа «Город Чита» прокурором не указана, требований к ней не предъявлено.

Исходя из того, что ответчиком не допущено виновного бездействия, нарушающего права истцов, а передача спорного жилого фонда в муниципальную собственность не может быть им осуществлена в одностороннем порядке, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нарушенные права и законные интересы истцов не подлежат восстановлению указанным прокурором способом защиты.

При таком положении решение суда подлежит отмене в соответствии с подп. 3,4 п.1 ст. 362 ГПК РФ. Учитывая, что имеющие значение для дела обстоятельства установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ингодинского районного суда г. Читы от <Дата обезличена> отменить, в удовлетворении заявлений прокурора Ингодинского района г.Читы в защиту интересов М..., В..., Г..., Б..., Н..., И... к <Управление Государственного органа 1 по Забайкальскому краю> о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей отказать.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200