Председательствующий по делу Дело (номер)
судья Новиков В.Н.
Кассационное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе
председательствующего Литвинцевой И.В.,
и судей Иванова А.В., Толстоброва А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите (дата) гражданское дело по иску комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита» к министерству финансов Забайкальского края о взыскании расходов понесенных городским округом «Город Чита» на воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
по кассационной жалобе представителя ответчика
на решение Центрального районного суда г. Читы от (дата), которым постановлено исковые требования муниципального учреждения «Комитет по финансам администрации городского округа «Город Чита» удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края в пользу муниципального образования городского округа «Город Чита» с зачислением в бюджет городского округа «Город Чита» понесенные городским округом «Город Чита» в 2009 году расходы на воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях в сумме 6 668 863,74 рублей. Определением этого же суда от (дата) постановлено: исправить описку, допущенную в решении суда от (дата) по гражданскому делу иску Комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита» к Министерству финансов Забайкальского края о взыскании расходов, связанных с воспитанием и обучением детей-инвалидов в 2009 году.
В резолютивной части решения вместо муниципального учреждения Комитет по финансам администрации городского округа «Город Чита» указать Комитет по финансам городского округа «Город Чита».
Данное определение является неотъемлемой частью вышеуказанного решения от (дата).
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Литвинцевой И.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее.
В соответствии с положениями федерального законодательства воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и образовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. Министерство образования Российской Федерации предлагает совместное воспитание и обучение детей инвалидов и детей с нормальным развитием. Истец полагает, что понесенные в связи с этим расходы муниципального образования подлежат возмещению из бюджета Забайкальского края. На субъекте лежит обязанность выделения субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды. В 2009 году общая сумма расходов на содержание 85 детей-инвалидов составила 6 698 112,67 руб., которые истец просил взыскать с ответчика за счет казны Забайкальского края. В судебном заседании представители истца требования поддержали, уточнили сумму иска до 6 668 863,74 рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г. просит решение суда отменить. Считает, что суд неправильно применил нормы материального права и необоснованно сделал вывод о том, что отсутствуют нормы законодательства, прямо регулирующие вопрос разграничения расходов на оплату труда персоналу дошкольных образовательных учреждений между уровнями бюджетной системы РФ. Ссылаясь на ст. ст. 16, 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на ст. 31 ФЗ «Об образовании», на п. 37,45 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ считает, что предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, в том числе и оплата труда персоналу дошкольных образовательных учреждений относится к финансовым обязательствам местных бюджетов. Также считает, что расходы на питание детей- инвалидов не относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, поскольку не являются составляющими воспитания и обучения, а относятся к содержанию детей- инвалидов и является расходным обязательством местных бюджетов.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства финансов Забайкальского края Каменевой Л.В., представителя Комитета по финансам городского округа «Город Чита» Волковой Т.Н., представителя Комитета образования городского округа «Город Чита» Быковой С.В., судебная коллегия основания для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не находит.
В соответствии с преамбулой Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные этим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.6 статьи 18 Закона воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь приведенными выше нормами Федерального закона, а также положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд обоснованно взыскал с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края связанные с обеспечением и воспитанием детей-инвалидов, понесенные дошкольными общеобразовательными учреждениями в 2009 году, в том числе и расходы на оплату труда персоналу, занятому обучением детей-инвалидов, и расходы на питание детей-инвалидов.
Доводы представителя Министерства финансов Забайкальского края о том, что предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования отнесено к вопросам местного значения городского округа в соответствии со статьей 16 пунктом 13 части 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», судом первой инстанции как основание к отказу в исковых требованиях обоснованно не были приняты во внимание.
Предоставление возможности обучаться в муниципальных учреждениях дошкольного образования детям-инвалидам не исключает и не подменяет собой обязанности бюджета соответствующего уровня профинансировать это обучение в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ».
Осуществление финансирования содержания детей-инвалидов в учреждениях общего типа не влияет на полномочия органов местного самоуправления по созданию учреждений общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, которая предусмотрена статьей 31 Федерального закона «Об образовании».
Суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по финансированию расходов по воспитанию и обучению детей-инвалидов в муниципальных дошкольных воспитательных учреждениях возложена на бюджет субъекта РФ.
Ссылки представителя ответчика на то, что в данные расходы не должна включаться оплата труда персонала воспитательных учреждений, а также расходы на питание, приводившиеся в суде первой инстанции, также обоснованно были отвергнуты.
В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Руководствуясь положениями п.6 ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», приведенной выше нормой ст. 31 Закона РФ «Об образовании», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о включении расходов на оплату труда работников дошкольных учреждений, связанные с воспитанием, обучением и питанием ребенка-инвалида, в состав расходов, непосредственно связанных с его обучением.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, приводились представителем ответчика и в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции, всем доводам суд в решении дал надлежащую правовую оценку, с чем судебная коллегия находит возможным согласиться.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Читы от (дата) оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства финансов Забайкальского края Гудковой Н.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи