Председательствующий по делу Дело (номер)
судья Сафонова Е.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Толстоброва А.А.
и судей краевого суда Чайкиной Е.В., Иванова А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите (дата) дело по заявлению прокурора Оловяннинского района в интересах Забелиной Галины Георгиевны, Задорожиной Полины Ивановны, Вахрушевой Татьяны Адольфовны к администрации муниципального района «Оловяннинский район», Комитету по финансам администрации муниципального района «Оловяннинский район», Министерству финансов Забайкальского края о взыскании расходов на оплату коммунальных услуг,
по кассационной жалобе представителя администрации муниципального района «Оловяннинский район» Жамбал-Доржиева В.В.,
на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от (дата), которым постановлено исковые требования прокурора Оловяннинского района удовлетворить.
Взыскать с Администрации муниципального района «(адрес)», Комитета по финансам Администрации муниципального района «(адрес)» за счет средств казны муниципального района задолженность по оплате коммунальных услуг в пользу Забелиной Галины Георгиевны в размере 3004,25 рублей, в пользу Задорожиной Полины Ивановны – 2999,25 рублей, в пользу Вахрушевой Татьяны Адольфовны – 3999 рублей.
Заслушав доклад судьи краевого суда Толстоброва А.А., выслушав объяснения прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Антипенко А.А. и представителя Министерства финансов Забайкальского края по доверенности Першиной Н.В., полагавших решение суда правильным, а жалобу необоснованной, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
(дата) прокурор Оловяннинского района обратился в суд с вышеназванным заявлением в защиту интересов пенсионеров Забелиной Г.Г., Задорожиной П.И., Вахрушевой Т.А., ссылаясь на следующее. До выхода на пенсию истицы состояли в трудовых отношениях с МУЗ «Калангуйская участковая больница». В соответствии с ФЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» им положены льготы по оплате отопления и освещения. Истицы проживают в сельской местности, имеют жилые помещения с печным отоплением. В установленном законом порядке они сдавали в бухгалтерию МУЗ «Калангуйская участковая больница» квитанции об оплате предоставляемых услуг. Компенсация оплаты указанных льгот производилась через бухгалтерию МУЗ «Калангуйская участковая больница», однако не в полном объеме, в связи с чем, образовалась задолженность. Поэтому прокурор просил взыскать с администрации муниципального района «Оловяннинский район» задолженность по компенсации оплаты коммунальных услуг в пользу Забелиной Г.Г. – 3004,25 руб., Задорожиной П.И. – 2999,25 руб., Вахрушевой Т.А. – 3999 руб.
В соответствии со ст.151 ГПК РФ иски соединены в одно производство л.д.64).
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Забайкальского края, Комитет по финансам администрации МР «Оловяннинский район», в качестве третьих лиц МУЗ «Калангуйская участковая больница», МУЗ «Центральная районная больница Оловяннинского района» л.д.68, 69).
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального района «Оловяннинский район» Жамбал-Доржиев В.В., действующий на основании доверенности от (дата) л.д.147), выражает несогласие с решением суда. Полагает, обязанность по выплате задолженности по оплате за коммунальные услуги неправомерно возложена на администрацию муниципального района «Оловяннинский район», поскольку администрацией не принималось нормативно-правовых актов, предусматривающих предоставление медицинским работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Поэтому меры социальной поддержки медицинских работников государственных и муниципальных учреждений, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, и порядок их предоставления относятся к государственным полномочиям. Кроме того, администрация муниципального района «Оловяннинский район» не может нести ответственность за неисполнение государственных полномочий за счет средств местного бюджета, поскольку органами государственной власти Забайкальского края полномочия по предоставлению мер социальной поддержки медицинских работников администрации муниципального района «Оловяннинский район» не передавались и субвенций для их реализации не выделялось. Поскольку данные расходные обязательства относятся к компетенции органов государственной власти субъекта РФ, просил отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении требований истцов, взыскав задолженность по оплате за коммунальные услуги с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В. просит оставить решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В суд кассационной инстанции истицы Забелина Г.Г., Задорожина П.И., Вахрушева Т.А., представители ответчиков администрации муниципального района «Оловяннинский район», Комитета по финансам администрации муниципального района «Оловяннинский район», а также третьи лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены почтой.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке.
Такие нарушения допущены судом при рассмотрении дела и при точном изложении в решении правовых норм их толкование и применение судом нельзя признать правильным.
Как следует из материалов дела, до выхода на пенсию истицы Забелина Г.Г., Задорожина П.И. и Вахрушева Т.А. работали в учреждении здравоохранения Оловяннинского района и имели права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Однако указанные меры им оказывались несвоевременно и не в полном объеме, в результате чего образовалась задолженность.
Согласно представленному расчету стоимости затрат коммунальных услуг на 2007 год по МУЗ «Калангуйская участковая больница» сумма затрат на топливо составила для Забелиной Г.Г. – 6625 рублей 25 копеек, для Задорожиной П.И. – 6620 рублей 25 копеек, для Вахрушевой Т.А. – 8827 рублей л.д.9, 31, 49). Из платежной ведомости (номер) усматривается, что Забелиной Г.Г. оплачено 3621 рубль, Задорожиной П.И. 3621 рубль, Вахрушевой Т.А. 4828 рублей л.д.6, 29, 46). Таким образом, в период с (дата) по (дата) задолженность по коммунальным льготам составила перед Забелиной Г.Г. – 3004 рубля 25 копеек, Задорожиной П.И. – 2999 рублей 25 копеек, Вахрушевой Т.А. – 3999 рублей.
Право истиц на получение мер социальной поддержки и размер задолженности подтвержден материалами дела и не оспаривался ответчиками в суде первой инстанции.
Абзацем 4 статьи 1 Закона Читинской области от 16.12.2004 №613-ЗЧО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих и проживающих в Читинской области», в редакции, действовавшей в оспариваемый период, медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения и проживающим совместно с ними членам их семей, медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, проработавшим в сельской местности не менее 10 лет, вышедшим на пенсию, а также проживающим совместно с ними членами их семей установлены следующие меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг: по оплате отопления (в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления) и электроснабжения, оплате жилья (содержания жилья, ремонта жилья, найма жилого помещения).
Порядок и источники возмещения расходов по оплате жилья и коммунальных услуг определены в статье 3 названного Закона, согласно которой возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат из бюджета Читинской области.
Установленный в оспариваемый период постановлением администрации Читинской области от 15.02.2005 №30-А/П порядок возмещения расходов бюджетам муниципальных образований бюджетом области на предоставление мер социальной поддержки указывал на то, что расходы на предоставление мер социальной поддержки медицинских работников компенсируются из бюджета области.
Таким образом, компенсация затрат на расходы по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств бюджета Читинской области, ныне Забайкальского края, а бюджеты муниципальных образований лишь производят выплаты указанных средств медицинским работникам за счет собственных средств с последующим их возмещением бюджетом субъекта. Следовательно, осуществление выплат за счет средств бюджетов муниципальных образований не освобождает от возмещения указанных расходов бюджет области и не свидетельствует об обязанности возмещения указанных расходов за счет средств бюджетов муниципального образования.
Кроме того, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения установлены Законом Читинской области и потому также подлежат возмещению за счет средств бюджета Читинской области, ныне Забайкальского края.
Ссылки суда в решении на ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» коллегия находит неправильными, поскольку из указанной нормы следует, что меры социальной поддержки финансируются органом, принявшим решение о необходимости таких мер поддержки, в частности, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. По делу установлено, что меры социальной поддержки, задолженность по которым просят взыскать истицы, установлены законом субъекта.
При таком положении требования истцов могли быть удовлетворены за счет средств казны муниципального района лишь при доказанности перечисления средств на эти цели из бюджета Читинской области в бюджет муниципального района «Оловяннинскй район».
Между тем, таких доказательств представителем Министерства финансов Забайкальского края в суд не представлено, несмотря на то, что в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доводы представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края о том, что средства возмещаются по фактически понесенным бюджетом муниципального образования затратам на эти цели, не могут послужить основанием для удовлетворения иска за счет средств казны муниципального образования, поскольку такие обстоятельства не освобождают бюджет субъекта от возмещения затрат на выплату медицинским работникам средств на оплату жилья и коммунальных услуг.
При таком положении, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения требований истцов за счет средств бюджета муниципального района и отказа в иске к Министерству финансов Забайкальского края.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства дела установлены по имеющимся материалам, но им дана ненадлежащая правовая оценка, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска к администрации муниципального района «Оловяннинский район» и муниципальному учреждению Комитету по финансам администрации муниципального района «Оловяннинский район» и об удовлетворении иска к Министерству финансов Забайкальского края.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от (дата) отменить. Принять по делу новое решение.
Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг в пользу: Забелиной Галины Георгиевны – 3004 рубля 25 копеек, Задорожиной Полины Ивановны – 2999 рублей 25 копеек, Вахрушевой Татьяны Адольфовны - 3999 рублей.
В иске к администрации муниципального района «Оловяннинский район» и Комитету по финансам администрации муниципального района «Оловяннинский район» отказать.
Председательствующий: Толстобров А.А.
Судьи: Чайкина Е.В.
Иванов А.В.
Копия верна:
Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.