предоставление жилого помещения



Председательствующий по делу Дело Номер обезличен

судья Новиков В.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Литвинцевой И.В.

судей краевого суда Пичуева В.В., Кожиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите Дата обезличена гражданское дело по иску Росинской Натальи Сергеевны к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств

по кассационной жалобе представителя Министерства финансов Забайкальского края Першиной Н.В.

на решение Центрального суда г. Читы от Дата обезличена, которым постановлено:

Исковые требования Росинской Натальи Сергеевны удовлетворить.

Во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Росинской Натальи Сергеевны денежные средства в размере 1 680 883 руб., в остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кожиной Е.А., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Росинская Н.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Решением Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена. удовлетворен ее иск к администрации городского округа «Город Чита» о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г. Читы, размером не менее 42 кв. метров общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. В связи с отсутствием у администрации городского округа «Город Чита» свободного муниципального жилья, решение суда до настоящего время не исполнено. Просила взыскать с Правительства Забайкальского края на приобретение жилого помещения в г. Чите денежные средства в размере 1 680 883,68 руб., исходя из средней рыночной стоимости однокомнатной квартиры на вторичном рынке недвижимости г. Читы в размере 40 021,04 руб. за один метр квадратный, обязать Министерство финансов Забайкальского края осуществить финансирование указанной денежной суммы.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация городского округа «Город Чита».

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В. просит решение суда отменить. Считает Министерство финансов Забайкальского края ненадлежащим ответчиком по делу, так как решением суда от Дата обезличена обязанность по предоставлению Росинской Н.С. жилого помещения, возложена на администрацию городского округа «Город Чита». При этом доказательств невозможности исполнения решения администрация городского округа не представила. В то же время, суд не учел, что из бюджета Забайкальского края в 2010г. в бюджет администрации были перечислены субвенции в сумме 7 497 900 рублей на предоставление жилья лицам, к числу которых относится истица. Вывод суда о непредоставлении доказательств в подтверждение доводов о перечислении денег на выделение Росинской Н.С. жилого помещения, считают необоснованным. Перечисление 2000000 руб. подтверждается платежным поручением Номер обезличен от Дата обезличена Ходатайство представителя ответчика об отложении дела для предоставления иных платежных документов, суд отклонил. Выражает несогласие с размером денежных средств, взысканных с Министерства финансов Забайкальского края из размера площади жилого помещения 42 кв. метров, с учетом несовершеннолетних детей истицы, так как последние не обладают правом на получение жилого помещения по Федеральному закону от 21.12.1996г. № 159-ФЗ. Кроме того, согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 25.12.2009г. № 603, норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья составляет 26 400 рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истицы Росинской Н.С., представителя Министерства финансов Р.Ф. Першиной Н.В., представителя администрации городского округа «Город Чита» Безруких А.В., судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Согласно ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1, пп.24 п.2 ст.26.3 Федерального Закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст.1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-33К «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу п.1 и п.2 ст. 5 указанного Закона, финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Общий объем субвенций местным бюджетам на осуществление государственного полномочия определяется согласно методике расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия.

Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в соответствии с законом должно происходить за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возможность финансирования данных расходов за счет средств бюджета муниципальных образований законом не предусмотрена.

Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена, вступившим в законную силу Дата обезличена, на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению жилого помещения Росинской Н.С., относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Дата обезличена истице выдан исполнительный лист, который Дата обезличена предъявлен к принудительному исполнению.

Решение суда администрацией городского округа «Город Чита» до настоящего времени не исполнено, в виду отсутствия у нее соответствующего решению свободного жилого помещения.

Приняв во внимание установленные по делу обстоятельства, а также то, что на приобретение жилого помещения истице денежные средства из бюджета субъекта РФ не выделялись, суд правильно удовлетворил заявленные Росинской Н.С. требования.

Размер денежной компенсации подлежащей предоставлению квартиры обоснованно определен судом первой инстанции исходя из представленной истицей справки Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю о средней стоимости одного квадратного метра жилья на вторичном рынке по состоянию на четвертый квартал 2009 года в размере 40 021,04 руб.

При этом определенная Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 декабря 2009 года № 603, среднерыночная стоимость 1 квадратного метра в 26 400 рублей, является относимой к реализации добровольно исполняемых муниципальным образованием программ по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральными целевыми программами, а не к исполнению решении судов о предоставлении жилых помещений.

Доказательств об иной рыночной цене подлежащей предоставлению Росинской Н.С. квартиры в черте г. Читы, ответчиком не представлено.

Довод кассационной жалобы о необоснованности предоставления Росинской Н.С. жилого помещения общей жилой площадью не менее 42 квадратных метров, не принимается судебно коллегией, так как данный размер жилого помещения установлен вступившим в законную силу решением Центрального суда от Дата обезличена во исполнение которого и было вынесено обжалуемое решение.

В случае не согласия с решением Центрального суда от Дата обезличена Министерство финансов Забайкальского края вправе обжаловать его в установленном законом порядке.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что денежная сумма, подлежащая взысканию, должна быть определена в соответствии с Порядком предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований, отмену решения суда повлечь не может, поскольку в соответствии с законом финансовое обеспечение обязанности по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является в полном объеме расходным обязательством субъекта РФ.

Статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что расходные обязательства – это обязательства, обусловленные законом, иным нормативно-правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому лицу или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

С учетом изложенного, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Оснований к отмене решения суда в кассационной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Забайкальского края – без удовлетворения.

Председательствующий судья Литвинцева И.В.

Судьи Пичуев В.В.

Кожина Е.А.

Копия верна: судья Забайкальского краевого суда Е.А. Кожина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200