Председательствующий по делу Дело (номер)
судья Новиков В.Н.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Литвинцевой И.В.,
и судей краевого суда Иванова А.В., Карабельского А.А.,
с участием прокурора Казанцевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите (дата) гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Читы в интересах Карамян Гаянэ Анатольевны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
по кассационной жалобе представителя администрации городского округа «Город Чита» Альковой О.М.,
на решение Центрального районного суда города Читы от (дата), которым постановлено исковые требования прокурора Центрального района г.Читы в интересах Карамян Гаяне Анатольевны удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Карамян Гаяне Анатольевне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв.м. по договору социального найма, отвечающую санитарным и техническим нормам.
Заслушав доклад судьи краевого суда Литвинцевой И.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Центрального района г.Читы обратился в суд с вышеназванным заявлением, действуя в интересах Карамян Г.А., ссылаясь на следующие обстоятельства. Карамян Г.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2004 по 2007 год она находилась под попечительством, а в период с 2006 по 2009 г. обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище №35». С (дата) она состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения вне очереди, учетный номер (номер) До настоящего времени жилое помещение в порядке очередности не предоставлено, чем нарушаются ее права. Поэтому прокурор просил суд обязать ответчиков предоставить Карамян Г.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры площадью не менее 25 кв.м.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе представитель администрации городского округа «Город Чита» Алькова О.М., действующая на основании доверенности от (дата) л.д.24), выражает несогласие с решением. Полагает, что выводы суда не основаны на нормах материального права, поскольку дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются государственным полномочием субъекта и обеспечиваются органами исполнительной власти субъекта РФ, и могут быть возложены на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 установлено, что обязанность обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и возлагается на органы исполнительной власти субъекта РФ, то есть жилые помещения из муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Фактически, передача государственных полномочий субъекта органам местного самоуправления надлежащим образом не выполняется, поскольку субвенции для реализации данных полномочий поступают из краевого бюджета в бюджет городского округа «Город Чита» не в полном объеме, поэтому надлежащим ответчиком по делу является Правительство Забайкальского края. Полагает неправильным вывод суда о том, что только органы местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения из государственного и муниципального фонда с последующим заключением договоров социального найма. Поэтому просит отменить решение суда и вынести новое об отказе в удовлетворении требований к администрации городского округа «Город Чита».
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора краевой прокуратуры Казанцевой Л.И., истицы Карамян Г.А., представителя Правительства Забайкальского края Серебряковой А.Ю.,, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не находит.
Как следует из материалов дела, Карамян Г.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.
Постановлением Главы администрации Центрального административного района г. Читы от 26 августа 2004 года ей была установлена опека, жилая площадь за ней не закреплена л.д.15). С (дата) она состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения (л.д. 9). Жилого помещения не имеет.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в соответствующем учреждении, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В силу статьи 5 выше указанного Федерального закона предусмотренные им гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, обязательство профинансировать осуществление гарантий, предоставляемых детям-сиротам, возлагается на субъект Российской Федерации.
Исковые требования прокурора заключаются в обеспечении истицы жилым помещением по договору социального найма.
В соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма.
Согласно п.3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, приведенными выше федеральными законами правовой механизм, позволяющий принять решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, разработан только для принятия решений на уровне органа местного самоуправления.
Субъекту Российской Федерации представлено право принятия закона, предусматривающего иной порядок предоставления жилых помещений названной категории лиц, однако в Читинской области (Забайкальском крае) такой закон не принят и иной порядок предоставления жилья не разработан.
Суд пришел к правильному выводу о том, что органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ, осуществляется органами местного самоуправления.
Органом исполнительной власти по месту жительства лица из числа детей-сирот, нуждающегося в улучшении жилищных условий, является Администрация городского округа «Город Чита».
Доводы представителя Администрации городского округа «Город Чита» о том, что принятое судом решение противоречит положениям, приведенным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-ОП, судебная коллегия находит неосновательными.
Согласно приведенному выше Определению органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132 Конституции РФ).
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации, и только в форме закона.
Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм (ст.1 Закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством) жилой площадью»).
Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда города Читы от (дата) оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации городского округа «Город Чита» Альковой О.М. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: