Председательствующий по делу Дело Номер обезличен
судья Калашникова Т.А.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кулаковой О.К.
судей краевого суда Ананиковой И.А., Кожиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите Дата обезличена гражданское дело по иску Рангуловой Марии Сергеевны, Сиговой Анастасии Сергеевны к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств
по кассационной жалобе представителя ответчика – Министерство финансов Забайкальского края по доверенности Филиппенко Д.С.
на решение Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена которым постановлено:
Исковые требования Рангуловой Марии Сергеевны, Сиговой Анастасии Сергеевны к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств удовлетворить.
Во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Рангуловой Марии Сергеевны и Сиговой Анастасии Сергеевны по 1 500 000 руб. (один миллион пятьсот тысяч рублей) каждой.
Заслушав доклад судьи областного суда Кожиной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рангулова М.С., Сигова А.С. (Рангулова) обратились в суд с вышеназванным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Решением Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Читинского областного суда от Дата обезличена, удовлетворены их исковые требования к администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении каждой жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной однокомнатной квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м. В связи с отсутствием у администрации городского округа «Город Чита» денежных средств и свободного жилья, решение суда до настоящего времени не исполнено. Поэтому просили взыскать с Правительства Забайкальского края компенсацию стоимости однокомнатной квартиры в размере по 1500000 рублей каждой.
В ходе судебного разбирательства представитель истцов по доверенности Часник А.А. исковые требования уточнила, просила взыскать с Министерства финансов Забайкальского края в пользу каждой истицы по 1500000 рублей.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель ответчика – Министерства финансов Забайкальского края по доверенности Филиппенко Д.С. просит решение Центрального районного суда г. Читы отменить, в удовлетворении исковых требований Рангуловой М.С. и Сиговой А.С. отказать. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права. Кассатор, не отрицая своих расходных обязательств по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полагает, что указанные лица имеют право на получение жилого помещения в натуре и не вправе требовать финансирования из бюджета Забайкальского края расходов на его приобретение. Обязанность по предоставлению истицам жилых помещений, решением Центрального суда г. Читы от Дата обезличена возложена на администрацию городского округа «Город Чита». Министерство финансов Забайкальского края не являлось стороной при рассмотрении данного дела, поэтому не обязано исполнять указанное решение. При этом доказательств невозможности исполнения решения администрация городского округа не представила. Вывод суда о непредоставлении ответчикам доказательств, подтверждающих перечисление денег на выделение истицам жилых помещений, считает необоснованным. Судом не учтено, что Министерством финансов Забайкальского края в бюджет администрации городского округа «Город Чита» были перечислены субвенции в размере 2000 000 руб., которые носят целевой, а не адресный характер. Отчета об использовании денежных средств администрация городского округа «Город Чита» до настоящего времени не представила. Кроме того, выражает несогласие с размером денежных средств, взысканных с Министерства финансов Забайкальского края исходя из рыночной стоимости жилого помещения в сумме 1500 000 руб. При определении стоимости жилого помещения, по мнению представителя ответчика, следует руководствоваться Приказом Министерства регионального развития РФ от 25.12.2009г. № 603, согласно которому, норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья составляет 26 400 рублей.
В возражениях на кассационную жалобу представитель истиц Рангуловой М.С. и Сиговой А.С. –Часник А.А. просит решение Центрального районного суда от Дата обезличена оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя истиц Часник А.А., представителя Правительства Забайкальского края Зотова Д.А., представителя Министерства финансов Забайкальского края Филиппенко Д.С., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Согласно ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1, пп.24 п.2 ст.26.3 Федерального Закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ст.1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-33К «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу п.1 и п.2 ст. 5 указанного Закона, финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Общий объем субвенций местным бюджетам на осуществление государственного полномочия определяется согласно методике расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия.
Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в соответствии с законом должно происходить за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возможность финансирования данных расходов за счет средств бюджета муниципальных образований законом не предусмотрена.
Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению жилого помещения Рангуловой М.С. и Сиговой А.С. (Рангуловой), относящимся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Дата обезличена. исполнительные листы по делу предъявлены к принудительному исполнению.
Решение суда администрацией городского округа «Город Чита» до настоящего времени не исполнено, в виду отсутствия у нее соответствующих решению свободных жилых помещений.
Приняв во внимание установленные по делу обстоятельства, а также то, что на приобретение жилого помещения истице денежные средства из бюджета субъекта РФ не выделялись, суд правильно удовлетворил заявленные Рангуловой М.С. и Сиговой А.С. требования.
Размер денежной компенсации подлежащей предоставлению квартиры обоснованно определен судом первой инстанции исходя из представленной истицами справки ООО «Судебно-экспертное агентство» о средней рыночной стоимости однокомнатной квартиры на вторичном рынке недвижимости г. Читы в размере 1 500 000 руб.
При этом определенная Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 декабря 2009 года № 603, среднерыночная стоимость 1 квадратного метра в 26 400 рублей, является относимой к реализации добровольно исполняемых муниципальным образованием программ по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральными целевыми программами, а не к исполнению решений судов о предоставлении жилых помещений.
Доказательств об иной рыночной цене подлежащей предоставлению Рангуловой М.С. и Сиговой А.С. квартиры в черте г. Читы, ответчиком не представлено.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что денежная сумма, подлежащая взысканию, должна быть определена в соответствии с Порядком предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований, отмену решения суда повлечь не может, поскольку в соответствии с законом финансовое обеспечение обязанности по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является в полном объеме расходным обязательством субъекта РФ.
Статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что расходные обязательства – это обязательства, обусловленные законом, иным нормативно-правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому лицу или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
С учетом изложенного, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Оснований к отмене решения суда в кассационной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Копия верна: судья Забайкальского краевого суда Е.А. Кожина