о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Председательствующий по делу Дело (номер)

судья Осипов М.П.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кулаковой О.К.

и судей краевого суда Иванова А.В., Толстоброва А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите (дата) дело по иску Банина Александра Ивановича к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

по кассационной жалобе представителя администрации городского округа «Город Чита» Безруких А.В.,

на решение Черновского районного суда г.Читы от (дата), которым постановлено иск Банина Александра Ивановича к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита» предоставить жилое помещение Банину Александру Ивановичу по договору социального найма не менее 25 кв.м.

Заслушав доклад судьи краевого суда Толстоброва А.А., выслушав объяснения представителя администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., поддержавшей доводы жалобы, истца Банина А.И., полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

(дата) Банин А.И. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Он является лицом из числа детей-сирот. После выпуска из Черновского детского дома-школы он не имеет жилого помещения. С 07 июня 2000 г. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении жилого помещения вне очереди, учетный номер (номер) До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, чем нарушаются его права. Поэтому он просил обязать ответчиков предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры размером не менее 25 кв.м.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель администрации городского округа «Город Чита» Безруких А.В. считает решение суда незаконным и необоснованным. Указывает на то, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Возложив на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность по предоставлению жилья Банину А.И., суд фактически возложил на орган местного самоуправления исполнение расходных обязательств субъекта РФ, что противоречит ст.86 Бюджетного кодекса РФ, ст.5 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью». Поэтому она просила отменить решение суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке.

В силу п.4 ч.2 ст.364 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов жалобы в случае, если суд разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Такие нарушения допущены судом при рассмотрении дела.

Подпунктом 24 п.2 ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.

Из п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что обязанности обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта.

Исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в составе Правительства Забайкальского края, вырабатывающим и реализующим государственную политику в сфере управления финансами Забайкальского края и осуществляющим управление финансами Забайкальского края, является Министерство финансов Забайкальского края.

Изложенное указывает на то, что Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в силу закона должны выполнять расходные обязательства субъекта, в том числе и по обеспечению вне очереди жильем детей-сирот.

Принимая во внимание, что разрешение вопроса о предоставлении жилья детям-сиротам органами местного самоуправления невозможно без выделения средств на указанные цели и, следовательно, без привлечения к участию в деле органов, на которые возложена обязанность по выделению таких средств, суд должен был поставить на обсуждение сторон и в установленном законом порядке разрешить вопрос о привлечении к участию в деле Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края. После чего вручить им копию искового заявления, разъяснить процессуальные права и обязанности, предложить представить возражения, если таковые имеются, относительно заявленных Баниным А.И. требований и разрешить спор.

Однако данные требования закона судом не выполнены и, возложив на ответчиков обязанность по предоставлению жилья, осуществление финансирования которой возложено на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края, суд, по сути, разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, что в силу ч.2 п.4 ст.364 ГПК РФ является безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, в установленном законом порядке разрешить вопрос о привлечении к участию в деле Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края полно, всесторонне и объективно установить юридически значимые обстоятельства, дать им надлежащую правовую оценку и разрешить спор в соответствии с законом.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Черновского районного суда г.Читы от (дата) отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий: Кулакова О.К.

Судьи: Иванов А.В.

Толстобров А.А.

Копия верна:

Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200