о признании права на получение жилищной субсидии



Председательствующий по делу Дело (номер)

судья Раджабова Н.М.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Шишкиной Н.П.

и судей краевого суда Ананиковой И.А., Толстоброва А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите (дата) дело по иску Марковцевой Светланы Николаевны к ГУ КЭЧ Борзинского района Сибирского военного округа о признании права на получение жилищной субсидии,

по кассационной жалобе истицы,

на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от (дата)., которым постановлено исковые требования Марковцевой Светланы Николаевны к Государственному учреждению Квартирно-эксплуатационная часть Борзинского района Сибирского военного округа о признании права на получение безвозмездной субсидии оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи краевого суда Толстоброва А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

(дата). Марковцева С.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. В период с 10.11.1986 по 31.10.2001 она работала в в/ч 44808 в п.Приаргунск Читинской области и проживала на территории закрытого военного городка. С 2007 по июнь 2009 года она работала в военном госпитале в/ч 35691. Общий стаж ее работы в Министерстве обороны РФ по состоянию на 02.06.2009 составил 23 года 08 месяцев 14 дней. С февраля 2007 года по настоящее время она и члены ее семьи проживают в квартире (адрес) на основании договора найма служебного жилого помещения. 15 сентября 2009 г. она обратилась в КЭЧ Борзинского района с заявлением о включении ее и матери в состав участников Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» для получения субсидии – государственного жилищного сертификата. Однако в удовлетворении заявления отказано, в связи с вступлением в действие нового Жилищного кодекса РФ, по нормам которого она обязана освободить занимаемое жилое помещение после прекращения трудовых отношений с Министерством обороны РФ, и отсутствием оснований для получения жилищного сертификата. Считая отказ незаконным, просила признать за ней и ее матерью Д. право на участие в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» на получение субсидии – государственного жилищного сертификата.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе истица Марковцева С.Н. выражает несогласие с решением суда. Считает не основанным на доказательствах вывод суда о ее непроживании на территории закрытого военного городка в период с 10.11.1986 по 31.10.2001, поскольку в подтверждение данного факта ею представлена справка. Кроме того, командиром в/ч 35691 она включена в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2009 году. Указывает, что в очереди лиц, нуждающихся в получении жилья, она не состояла по причине того, что ранее подобная информация до служащих Министерства обороны РФ не доводилась, а сертификаты на получение жилья не предоставлялись. Полагает, что судом нарушено ее право на получение государственного жилищного сертификата. Поэтому просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении ее требований.

В суд кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены почтой.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.1, 4 ч.1 ст.362 ГПК РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке.

Такие нарушения допущены судом при рассмотрении дела.

Как следует из материалов дела, 15 сентября 2009 г. Марковцева С.Н. обратилась с заявлением, в котором просила включить ее и проживающую с ней совместно мать Марковцеву А.А. в состав участников Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» для получения государственного жилищного сертификата, указывая на то, что относится к категории граждан, подлежащих отселению из закрытого военного городка л.д.48-49).

Согласно ответу начальника КЭЧ Борзинского района от 16 сентября 2009 г. №1691 Марковцевой С.Н. отказано во включении в состав участников для получения государственного жилищного сертификата по мотивам отсутствия законных оснований для обеспечения ее постоянной жилой площадью путем участия в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» л.д.5).

Разрешая спор и оставляя требования Марковцевой С.Н. без удовлетворения, суд исходил из того, что истица на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит и не отвечает требованиям п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Данный вывод судебная коллегия находит неправильным, противоречащим нормам материального закона.

Так, в соответствии с подп.«б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153 (далее Правила) право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков, учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

По смыслу названной нормы закона проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы, времени выслуги службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.

Пунктом 19 Правил, установлено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в п.5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению №1, к которому прилагают следующие документы:

- справка об общей продолжительности военной службы (службы);

- выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;

- выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

- выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);

- справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке).

Приведенная норма закона не обязывает граждан, проживающих на территории закрытого военного городка, предоставлять выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Таким образом, для включения Марковцевой С.Н. в списки участников подпрограммы, ей необходимо представить справку об общей продолжительности (службы), выписку из приказа об увольнении со службы, выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета, а также справку о проживании на территории закрытого военного городка.

Согласно имеющейся в деле справке выслуга лет Марковцевой С.Н. в Министерстве обороны на 01 июня 2009 г. составляет 23 года 8 месяцев 14 дней л.д.7), что также подтверждается копией ее трудовой книжки л.д.25-31). Из трудовой книжки также следует, что она уволена 31 мая 2009 г. в связи с ликвидацией войсковой части 35691 по п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ л.д.31).

Из представленного договора найма служебного жилого помещения №1/7 от 24 января 2007 г. усматривается, что квартира (адрес) предоставлена Марковцевой С.Н. и ее матери Д. на период до расторжения трудового договора с войсковой частью 35691 л.д.8).

Справками, имеющимися в деле, подтверждается, что Марковцева С.Н. и ее мать Д., 1933 года рождения, зарегистрированы и проживают с 12 февраля 2007 г. по настоящее время в квартире (адрес) л.д.9, 47).

То обстоятельство, что квартира (адрес) где проживают истица и ее мать, находится на территории закрытого военного городка (адрес), подтверждается материалами дела и не оспаривалось представителем ответчика в суде.

Изложенное свидетельствует о том, что Марковцевой С.Н., представлены документы, предусмотренные п.19 Правил, и потому ей не могло быть отказано во включении в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на основании подп.«б» п.5 Правил.

Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для обеспечения Марковцевой С.Н. постоянной жилой площадью, противоречат подп.«б» п.5 Правил, из которого не следует, что для участия в подпрограмме необходимо наличие у его участника жилого помещения, из которого он не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения. Напротив, в соответствии с п.7 Правил из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «д» и «ж» п.5 Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ. Согласно п.8 Правил применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является отсутствие жилых помещений для постоянного проживания. Таким образом, признание нуждающимися в улучшении жилищных условий и отсутствие жилых помещений для постоянного проживания дают право участникам подпрограммы на предоставление жилищной субсидии в первоочередном порядке.

Отсутствие у Марковцевой С.Н. и ее матери Д. жилья для постоянного проживания на территории РФ подтверждается имеющимися в деле справками л.д.43-46) и, по сути, не оспаривалось ответчиком.

При таком положении у суда не имелось оснований для отказа Марковцевой С.Н. в удовлетворении иска.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства дела установлены по имеющимся материалам, но им дана ненадлежащая правовая оценка, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение об удовлетворении иска.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу Марковцевой С.Н. подлежит взысканию возврат госпошлины, уплаченной при подаче иска, 100 рублей л.д.4).

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Борзинского городского суда Забайкальского края от (дата) отменить. Принять по делу новое решение. Иск Марковцевой С.Н. удовлетворить. Признать за Марковцевой Светланой Николаевной и членом ее семьи Д. право на получение жилищного сертификата в соответствии с подп.«б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. с момента первоначального обращения, с 15 сентября 2009 года.

Настоящее решение является основанием для включения Квартирно-эксплуатационной частью Борзинского района Сибирского военного округа Марковцевой Светланы Николаевны и члена ее семьи Д. в списки граждан на получение жилищного сертификата с 15 сентября 2009 года.

Взыскать с Квартирно-эксплуатационной части Борзинского района Сибирского военного округа в пользу Марковцевой Светланы Николаевны возврат госпошлины 100 рублей.

Председательствующий: Шишкина Н.П.

Судьи: Ананикова И.А.

Толстобров А.А.

Копия верна:

Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200