Председательствующий по делу Дело Номер обезличен
судья Смоляков П.Н.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Ананиковой И.А.
и судей краевого суда Пичуева В.В., Кожиной Е.А.
с участием прокурора Антипенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите Дата обезличена гражданское дело по заявлению прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Железняковой Светланы Андреевны к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе представителя Администрации городского округа «Город Чита» Альковой О.М.
на решение Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена, которым постановлено:
Иск прокурора Ингодинского района удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Железняковой Светлане Андреевне вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте города Читы, размером не менее 25 кв.м общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям.
Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского округа «Город Чита» на предоставление С.А. Железняковой жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кожиной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ингодинского района г. Читы обратился в суд в защиту интересов Железняковой С.А. с вышеназванным заявлением, ссылаясь на следующее. Железнякова С.А., Дата обезличена года рождения, в связи с лишением ее родителей ФИО1 и ФИО2 родительских прав на основании решения суда от Дата обезличена., воспитывалась в детском государственном учреждении. С Дата обезличена. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. В Дата обезличена Железнякова С.А.окончила обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище Номер обезличен» г. Читы, однако жилое помещение ей до настоящего времени не представлено. Прокурор просил обязать Правительство Забайкальского края предоставить Железняковой С.А. жилое помещение в г. Чите согласно установленных законом норм.
К участию в деле в качестве соответчиков судом привлечены Администрация городского округа «Город Чита» и Министерство финансов Забайкальского края.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить, а Министерство финансов и Правительство Забайкальского края профинансировать предоставление Железняковой С.А. жилого помещения – отдельной благоустроенной квартиры площадью на менее 25 кв. метров по договору социального найма (л.д.22).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации городского округа «Город Чита» Алькова О.М. просит решение суда отменить решение, как постановленное с нарушением и неправильным применением норм материального права. Указывает, что судом необоснованно возложена на городской округ обязанность по предоставлению жилого помещения. Так, в силу ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение указанной категории лиц жильем относится к государственным полномочиям и является прерогативой субъекта РФ в лице органа исполнительной власти. Законом Забайкальского края от Дата обезличена Номер обезличен органы местного самоуправления наделены такими полномочиями, но фактически они не исполняются по причине не поступления из бюджета края в бюджет городского округа «Город Чита» субвенций для их реализации, в связи с чем, надлежащим ответчиком по делу является Правительство Забайкальского края. Выражает несогласие с выводами суда о том, что только органы местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения из государственного и муниципального жилищного фонда с последующим заключением договоров социального найма.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю. об отмене решения, объяснения помощника прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Антипенко А.А. и представителя Правительства Забайкальского края Зотова Д.А. об оставления решения без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по приведенным в жалобе доводам.
Согласно п.1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996г. № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч.1 и пп.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-33К «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу п.1 и п.2 ст. 5 указанного Закона, финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Общий объем субвенций местным бюджетам на осуществление государственного полномочия определяется согласно методике расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия.
Принимая решение, суд правильно определил имеющие значение обстоятельства и пришел к обоснованному и соответствующему закону выводу о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Железняковой С.А. должна быть возложена на администрацию городского округа «Город Чита», а обязанность по финансированию предоставления жилого помещения на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует установленным по делу обстоятельствам и оснований для его признания необоснованным не имеется.
В связи с изложенным, доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, являются несостоятельными. Суд правильно разрешил спор по существу, не допустил нарушений норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации городского округа «Город Чита» Альковой О.М. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна: судья Забайкальского краевого суда Е.А. Кожина