Председательствующий по делу Дело № 33 -Номер обезличен- 2010 судья Коберская М.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого
суда в составе
Председательствующего судьи Литвинцевой И.В.
судей краевого суда Кожиной Е.А.
Пичуева В.В.
с участием прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Казанцевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите Дата обезличена гражданское дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края и к ГУ «Служба единого заказчика Забайкальского края о признании нарушений законодательства и возложении определенных обязанностей
по кассационным жалобам ответчиков
на решение Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена которым постановлено: исковые требования удовлетворить частично. Обязать Правительство Забайкальского края устранить нарушения законодательства об автодорогах путем финансирования в полном объеме работ по ремонту автомобильных дорог: Дарасун-Солнцево, Ивановка-Борзя-Соловьевск, Молодежный-Досатуй, Бырка-Досатуй, Забайкальск-Приаргунск, Краснокаменск-Досатуй, Краснокаменск-Мациевская (за исключением километров с 1 по 5 и с 86 по 88 километры). Обязать ГУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края обеспечить финансирование на автомобильных дорогах Дарасун-Солнцево, Ивановка-Борзя-Соловьевск, Молодежный-Досатуй, Бырка-Досатуй, Забайкальск-Приаргунск, Краснокаменск-Досатуй, Краснокаменск-Мациевская (за исключением километров с 1 по 5 и с 86 по 88 километры) всего комплекса работ, а именно:
Автодорога Дарасун – Солнцево: 1 км – установить дорожный знак 1.16 «неровная дорога»; 2, 3, 4, 5 км – устранить выбоины и гребенку; 2 км – заменить дорожный знак 1.34.1 «направление поворота»; 3км – заменить дорожный знак 1.13 «крутой спуск»; 6 км – заменить дорожный знак 2.3.2. «примыкание второстепенной дороги»; 7 км – устранить просадки земляного полотна; 8 км – заменить дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта» и восстановить кромку покрытия.
Автодорога Ивановка – Борзя – Соловьевск: 1 км – восстановить деревянные перила моста; 2-10, 14-20, 114, 116, 119, 120, 123-125, 128-131, 160, 180, 183, 184, 191, 200-202, 258-259, 324, 325, 339-340, 351 км – устранить гребенку; 11, 12, 13, 21, 44, 45, 133, 134, 151-153, 161, 179, 181, 186-190, 192-198, 371-373 км – устранить гребенку и просадки земляного полотна; 26, 27, 35, 36, 37, 46, 47, 49, 50, 51, 199, 229-236, 246-250, 260-294, 346 км – устранить ямочность; 28-31, 38-43, 53-65, 157, 158, 165-170, 172-178, 182, 203, 210-219, 220-227, 310, 344 км – устранить просадки земляного полотна; 118 км – устранить гребенку, оборудовать объезд дорожным знаком 3.24 «ограничение максимальной скорости», заменить дорожный знак 3.1 «въезд запрещен»; 115, 117, 122, 127, 236-243, 342, 377-378 км – устранить гребенку и ямочность; 121, 139-142, 145-149, 155, 156, 251, 357 км - устранить гребенку и выбоины; 32, 33, 126, 132, 306, 328, 333-336 км – устранить гребенку, ямочность и просадки земляного полотна; 204-209, 345 км – устранить волнистость; 48 км – устранить волнистость и гребенку; 135-138 км – устранить гребенку, ямочность, выбоины, просадки земляного полотна; 143, 144 км – устранить просадки земляного полотна и выбоины; 154 км – устранить гребенку, восстановить покрытие моста; 162-164, 171 км – установить гребенку, выбоины, просадки земляного полотна; 173 км – восстановить мост; 185 км – устранить гребенку, оборудовать мост колесоотбойным брусом; 187 км – восстановить ж/б мост; 226 км – устранить просадки; 228 км – устранить просадки земляного полотна, оборудовать мост колесоотбойным брусом; 300 км – оборудовать железнодорожный переезд дорожными знаками в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, устранить просадки земляного полотна; 301-304 км – восстановить обочины дорожного полотна, устранить волнистость и выбоины; 305 км - оборудовать железнодорожный переезд дорожными знаками в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, устранить волнистость, колейность; 307 привести железнодорожный переезд в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004; 321, 322 км – оборудовать водопропускную трубу сигнальными столбиками; 323 км – устранить пучины, гребенку; 326-327 км – устранить волнистость, колейность; 330 км – устранить выбоины, восстановить дорожное покрытие; 331 км – на примыкании установить дорожный знак 2.4 «уступи дорогу»; 332 км – восстановить обочины земляного полотна, устранить ямочность; 343 км – устранить ямочность, восстановить дорожную одежду; 347 км - на примыкании установить дорожный знак 2.4 «уступи дорогу»; 348 км – заменить дорожные знаки на железнодорожном переезде в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004; 349- 350 км – устранить пучины; 355, 364 км - оборудовать водопропускную трубу сигнальными столбиками; 356 км - заменить дорожные знаки на железнодорожном переезде на соответствующие ГОСТ Р 52289-2004; 358, 359 км - устранить выбоины; 362, 363 км - устранить ямочность, восстановить дорожную одежду; 368, 369 км - устранить просадки земляного полотна, волнистость;
Автодорога Забайкальск – Приаргунск: 6 км – установить дорожные знаки 6.9.1* «Предварительный указатель направлений»; 7 км – не установить дорожные знаки 1.11.1 «Опасный поворот»; 8, 9, 10, 11 км – устранить просадки земляного полотна, гребенку, ямочность; 12 км – восстановить обочины; 13,27 км – устранить просадки земляного полотна, ямочность; 14, 15, 16 км – устранить просадки земляного полотна, волнистость, восстановить дорожную одежду; 17, 18, 19 км – устранить волнистость, выбоины; 20, 21, 22 км – устранить гребенку, колейность, ямочность; 25 км – устранить гребенку, ямочность; 26, 30, 31, 105 км – устранить колейность, гребенку; 28, 29 км - устранить просадки земляного полотна, ямочность, гребенку; 32, 33 км – восстановить дорожную одежду; 34 км – устранить выбоины; 36 км – оборудовать примыкание сигнальными столбиками; 37 км - устранить колейность; 38 км - оборудовать водопропускную трубу сигнальными столбиками; 41, 42 км - оборудовать водопропускную трубу сигнальными столбиками, восстановить дорожную одежду; 43, 44 км – восстановить обочины; 45, 170, 171 км - устранить выбоины; 46, 47, 59, 60, 76, 77, 78, 81, 82, 84, 85, 94, 99, 109, 118, 119, 120, 136, 140 км - устранить просадки земляного полотна; 48 км – устранить гребенку, ямочность; 49, 50 км - устранить просадки земляного полотна; 51 км – оборудовать мост колесоотбойным ограждением; 52 км - устранить колейность; 53 км – установить дорожный знак 2.4 «уступите дорогу»; 54 км – устранить гребенку, обустроить сопряжение моста с проезжей частью дороги; 56, 57, 58 км - устранить просадки земляного полотна, волнистость; 61 км - устранить колейность, гребенку, волнистость; 62 км – восстановить обочины, устранить просадки земляного полотна; 63, 64, 65, км – устранить гребенку, просадки земляного полотна; просадки земляного полотна; 66, 67, 68, 69 км – устранить пучины, восстановить обочины; 70, 72-75, 90, 129, 148, 168, 169 км – устранить волнистость; 71 км - устранить гребенку, обустроить сопряжение моста с проезжей частью дороги; 79 км – оборудовать водопропускную трубу сигнальными столбиками; 80, 91, 92 км - восстановить дорожную одежду; 86 км - оборудовать водопропускную трубу сигнальными столбиками, установить дорожный знак 6.9.1* «Предварительный указатель направлений»; 87, 88 км - восстановить дорожную одежду; 89 км - установить дорожный знак 6.9.1* «Предварительный указатель направлений», устранить просадки; 95 км – восстановить обочины; 96, 97, 98 км - устранить волнистость, гребенку, просадки земляного полотна; 100 км - устранить гребенку, ямочность; 101 км - устранить ямочность, обустроить сопряжение моста с проезжей частью дороги; 102, 103, 104 км – восстановить дорожную одежду; 106 км - устранить ямочность, восстановить обочины; 108, 122 км – на примыкании установить дорожный знак 2.4 «уступите дорогу»; 110 км - обустроить сопряжение моста с проезжей частью дороги; 111, 112, 113 км - устранить гребенку, ямочность, колейность; 115, 116, 117 км - устранить гребенку, ямочность, колейность, просадки земляного полотна; 121 км – устранить пучины; 123, 124, 125 км – восстановить обочины, устранить пучины; 126, 127 км - устранить просадки земляного полотна, колейность; 128 км - оборудовать водопропускную трубу сигнальными столбиками; 131-134 км – устранить гребенку, восстановить дорожную одежду; 135 км - устранить пучины; 138, 139 км - устранить гребенку, ямочность; 141, 142, 143 км - устранить просадки земляного полотна, гребенку; 144, 145 км – привести уровень дороги в соответствие с нормами; 146, 147 км - устранить просадки земляного полотна, колейность; 149, 150, 156, 157, 158 км – устранить волнистость, гребенку, просадки земляного полотна; 159-161 км - устранить гребенку, просадки земляного полотна; 162, 163 км – устранить волнистость, колейность; 164-167 км – устранить колейность, гребенку, волнистость; 172 км - устранить просадки земляного полотна, обустроить сопряжение асфальтобетонного покрытия с мостом.
Автодорога Молодежный – Досатуй: 1, 2, 3, 4 км - устранить волнистость, ямочность, занижение, заужение обочин, просадки земельного полотна; 5-9 км - просадки земельного полотна; 11 км – устранить просадки земляного полотна, заменить дорожный знак 1.11.1 «опасный поворот»; 12, 13 км – устранить выбоины, ямочность, заменить дорожный знак 1.11.2 «опасный поворот»; 14-25 км - устранить ямочность; 26 км - устранить волнистость; 27-30 км - устранить выбоины, гребенку, колейность; 33 км – установить дорожный знак 1.11.2 «опасный поворот»; 31-36 км - устранить колейность, гребенку, ямочность; 37, 38, 39 км - устранить гребенку, выбоины, колейность, просадки земляного полотна; 40, 41 км - устранить гребенку; 42 км - устранить гребенку, ямочность; 43 км – устранить колейность, гребенку, просадки земляного полотна; 44-45 устранить гребенку, просадки земляного полотна.
Автодорога Бырка – Досатуй: 1, 2, 3 км - устранить гребенку, ямочность; 4, 6, 31 км - устранить гребенку, колейность; 5, 7 км - устранить колейность, просадки земляного полотна; 8 км - устранить колейность; 9, 17, 18, 19, 22, 24, 25, 27, 28, 29, 36, 37 43-51 км – устранить гребенку; 10 км – устранить просадки земляного полотна; 11-14, 20, 21, 23, 26, 30, 32-35, 38-42 км - устранить гребенку, просадки земляного полотна; 15-16 км - устранить гребенку, выбоины; 17 км - установить дорожный знак 1.11.2 «опасный поворот».
Автодорога Краснокаменск – Досатуй: 1, 2 км - устранить гребенку, ямочность, оборудовать мост колесоотбойным брусом; 4, 5, 13, 14, 34, 35 км - устранить гребенку, просадки земляного полотна; 6, 7, 11, 12, 18, 31, 32, 33, 46, 47, 48 км - устранить ямочность; 8, 9, 10, 50, 51 км - устранить просадки земляного полотна; 15 км – нет оборудовать примыкание сигнальными столбиками; 19, 20 км - устранить просадки земляного полотна, восстановить обочины; 22, 23 км - устранить гребенку, ямочность; 24, 25, 26, 38, 39, 45 км - устранить гребенку; 27, 28 км - устранить гребенку, колейность, ямочность, выбоины; 29, 30 км – восстановить обочины, устранить пучины; 36, 37 – устранить разрушение дорожной одежды; 42, 43, 44 км – устранить пучины, выбоины; 49 км – устранить выступы крупных камней; 52 км – устранить волнистость, гребенку.
Автодорога Краснокаменск – Мациевская: 6, 7, 51, 52, 53, 62, 63 км - устранить просадки земляного полотна; 8, 9 км – устранить продольные и поперечные трещины, оборудовать водопропускную трубу сигнальными столбиками; 10, 11, 12 км – устранить пучины, выбоины, восстановить обочины; 13, 14 км – восстановить обочины; 15, 16, 17 км – восстановить кромку асфальтового покрытия; 20 км – восстановить обочины, устранить пучины, оборудовать водопропускную трубу сигнальными столбиками; 21, 69, 70 км – устранить ямочность; 22, 23, 24, 25 км – восстановить обочины, устранить выбоины, пучины; 26, 27 км – устранить продольные и поперечные трещины; 28 км – устранить волнистость, колейность; 29, 30 км - устранить просадки земляного полотна, колейность; 31 км - устранить просадки земляного полотна, колейность, ямочность, выбоины; 32 км – восстановить покрытие проезжей части, устранить пучины, оборудовать водопропускную трубу сигнальными столбиками; 33, 34, 79, 80, 84, 85 км – устранить гребенку, ямочность; 35, 36, 37 км – устранить гребенку, восстановить проезжую часть и откосы; 38, 39, 40 км – устранить гребенку, восстановить обочины; 43, 44 км привести уровень дороги в соответствие с нормативными требованиями, устранить гребенку, ямочность; 45, 46, 64, 65, 66 км – устранить выступ крупных камней; 47, 48 – устранить пучины; 49, 50 км – привести уровень дороги в соответствие с нормативными требованиями; 54, 55 км – устранить гребенку; 56 км – установить дорожный знак 5.26* «Конец населенного пункта»; 57, 59, 60, 89 км – устранить пучины, гребенку; 61 км – восстановить обочины, оборудовать водопропускную трубу сигнальными столбиками; 67, 68 км – устранить гребенку, колейность, выбоины, ямочность; 71 км – установить дорожный знак 1.14 «Крутой подъем»; 72, 73, 74, 75 км – устранить выступ крупных камней, гребенку; 76, 77 км - устранить просадки земляного полотна, колейность; 81 км – оборудовать водопропускную трубу сигнальными столбиками; 82, 83 км – устранить пучины, выбоины.
В остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Заместитель прокурора Забайкальского края после проведения проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и обеспечения состояния дорог, необходимого для их безопасной эксплуатации обратился в суд с вышеназванным иском, требуя устранения выявленных дефектов дорожного покрытия и дорожных сооружений в отношении каждого из обследованных участков дорог, находящихся в ведении органов государственной власти Забайкальского края: Дарасун-Солнцево № 76 ОП МЗ 76Н-016; Ивановка-Борзя-Соловьевск № 76 ОП РЗ 76А-011; Молодежный-Досатуй № 76 ОП МЗ 76Н-109; Бырка-Досатуй № 76 ОП РЗ 76К-108; Забайкальск-Приаргунск № 76 ОП РЗ 76А-013; Краснокаменск-Досатуй № 76 ОП МЗ 76Н-017; Краснокаменск-Мациевская № 76 ОП РЗ 76К-012. По мнению прокурора, состояние указанных дорог не соответствует установленным требованиям и стандартам. Поэтому просил признать бездействие Правительства Забайкальского края, связанное с непринятием в полной мере обязанности по содержанию и ремонту дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения незаконным. Просил обязать Правительство Забайкальского края устранить нарушения законодательства об автодорогах путем выполнения работ по ремонту перечисленных в иске дорог. Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края наделить ГУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края функциями государственного Заказчика на проведение указанных ремонтных работ в 2010 году. Обязать ГУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края до 01.03.2010 года провести открытый конкурс и заключить контракт на проведение вышеназванных ремонтных работ, обеспечить финансирование всего комплекса работ на автомобильных дорогах: Дарасун-Солнцево № 76 ОП МЗ 76Н-016; Ивановка-Борзя-Соловьевск № 76 ОП РЗ 76А-011; Молодежный-Досатуй № 76 ОП МЗ 76Н-109; Бырка-Досатуй № 76 ОП РЗ 76К-108; Забайкальск-Приаргунск № 76 ОП РЗ 76А-013; Краснокаменск-Досатуй № 76 ОП МЗ 76Н-017; Краснокаменск-Мациевская № 76 ОП РЗ 76К-012.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель ГУ «Служба единого заказчика» по доверенности Куклина Е.А. просит решение суда отменить. Указывает, что возлагая обязанность на ГУ «Служба единого заказчика» обеспечить финансированием на автомобильных дорогах Дарасун-Солнцево, Ивановка-Борзя-Соловьевск, Молодежный-Досатуй, Бырка-Досатуй, Забайкальск-Приаргунск, Краснокаменск-Досатуй, Краснокаменск-Мациевская всего комплекса работ указанных в иске, суд не выяснил, вошли ли заявленные виды работ в предмет государственных контрактов, заключенных на новый 2010 финансовый год. Исковое требование заявлено прокуратурой на основании актов обследования, составленных комиссией в составе которой были и представители учреждения, и представители Министерства территориального развития Забайкальского края в мае 2009 года. Акты составлялись с целью определения видов работ для размещения государственного заказа на 2009 год. Государственные контракты на содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, заключенные на финансовый 2009 год исполнялись и оплачивались ГУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края, что подтверждается актами выполненных работ и документами, подтверждающих финансирование государственных контрактов, тем не менее, указанные обстоятельства не приняты судом во внимание и не оценены как доказательства по делу. Считает, что принятая в качестве доказательства по делу справка УВД по Забайкальскому краю от 17 мая 2010 года, содержащая информацию о том, что уровень содержания вышеназванных автомобильных дорог значительно ухудшился по сравнению с проводимым весенним обследованием, не является документом, подтверждающим факты и обстоятельства, заявленные прокурором. Кроме того, учреждение не имеет право объявлять конкурс (аукцион) и выполнять объемы не обеспеченные лимитом бюджетного финансирования. Главным распорядителем бюджетных средств дорожной отрасли по Забайкальскому краю является Министерство территориального развития Забайкальского края. В свою очередь, государственное учреждение «Служба единого заказчика» Забайкальского края является бюджетополучателем и наделено полномочиями государственного заказчика (Распоряжение Министерства территориального развития Забайкальского края № 30-р от 02.04.2009г., Распоряжение № 1-р от 11.01.2010г.).
В кассационной жалобе представитель Правительства Забайкальского края по доверенности Чернышова В.А. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. При этом ссылается на доводы, изложенные в кассационной жалобе представителя государственного учреждения «Служба единого заказчика» Забайкальского края. Указывает, что заявляя требование о возложении обязанности на Правительство Забайкальского края устранить нарушения законодательства об автодорогах путем финансирования в полном объеме работы по ремонту указанных в исковом заявлении дорог, истец при этом не приводит ни одного факта и не представляет ни одного доказательства о недостаточности финансирования. Кроме того, данное заявленное требование не содержит расчетов необходимых средств для ремонта, заявленных истцом участков автодорог, следовательно, такое требование не может быть удовлетворено судом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения представителя Правительства Забайкальского края Чернышовой В.А., представителя ГУ «Служба единого заказчика» Куклиной Е.А. поддержавших доводы кассационных жалоб, прокурора краевой прокуратуры Казанцевой Л.И. об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом, состояние участков дорог, перечисленных в заявлении и находящихся в ведении Забайкальского края, не соответствует установленным требованиям и стандартам, проезжая часть дорог имеет трещины, ямы, выбоины и просадку дорожного полотна; состояние большинства искусственных сооружений находится в неудовлетворительном состоянии.
Разрешая спор, суд полно и правильно установил обстоятельства дела, дал оценку представленным сторонами доказательствам, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, применил подлежащие применению нормы Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года, Закона Забайкальского края от 16.10.2008 №46-ЗЗК «Об установлении отдельных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края», положения ГОСТов и СНиПов, Устава Забайкальского края, пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных прокурором требований, поскольку в силу указанных выше норм закона, ответчики являются ответственными лицами за состояние дорог, находящихся в территориальных границах поселения, обязаны содержать их в соответствии с требованиями стандартов.
Поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству, обстоятельств, позволяющих сделать вывод о незаконности данных требований установлено не было, судебная коллегия не находит оснований для несогласия с данными выводами и отмены решения суда.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах по всем пунктам заявления сводятся, по сути, к несогласию с выводом суда и к иной оценке доказательств, для чего оснований не имеется. Они не могут повлиять на правильность выводов суда, так как независимо от данных доводов ответчики должны нести ответственность за состояние региональных и межмуниципальных дорог, обязаны содержать их в соответствии с требованиями стандартов.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам кассационных жалоб у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна: судья Пичуев В.В.