Председательствующий по делу Дело Номер обезличен
Судья Цоктоева О.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей: Карабельского А.А., Ходусовой И.В.
с участием прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Антипенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите Дата обезличена дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Ширапова А.Э. к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,
по кассационной жалобе представителя Администрации городского округа «Город Чита» Сильванович И.Н.
на решение Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена, которым постановлено, исковые требования заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Ширапова А.Э. к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Ширапову А.Э. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г. Чита, размером не менее 25 кв.м общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям.
Предложить Правительству Забайкальского края, министерству финансов Забайкальского края профинансировать приобретение данного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ходусовой И.В., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Забайкальского обратился в суд с вышеназванным заявлением в защиту интересов Ширапова А.Э., ссылаясь на следующее. Ширапов А.Э. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением, снимает чужое жилье. Прокурор просил суд обязать ответчиков предоставить Ширапову А.Э. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г. Чита, размером не менее 25 кв.м общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель администрации городского округа «Город Чита» Сильванович И.Н. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований к администрации городского округа «Город Чита» отказать по следующим основаниям. По ее мнению, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, при этом расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных средств и источников покрытия дефицита бюджета. Судом не учтено, что численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья, составляет 1863 человека, а в Законе «О бюджете Забайкальского края на 2010 и плановый период 2011 и 2012 год» предусмотрено выделение лишь 20029,4 тыс. на указанные цели. Таким образом, возложив на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность по обеспечению жильем Ширапова А.Э. суд фактически возложил на орган местного самоуправления исполнение расходных обязательств бюджета субъекта РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Антипенко А.А., считавшей доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что истец Ширапов А.Э. остался без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения.
Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, представленными в суд, которым дана надлежащая правовая оценка.
Согласно ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с указанным выше законом обязательство профинансировать осуществление гарантий, предоставляемых детям-сиротам, возлагается на субъект Российской Федерации.
Обращаясь с заявлением в суд, прокурор просил обязать ответчика предоставить Ширапову А.Э. жилое помещение.
В силу п.2 ч.2 и ч.3 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о правомерности заявленных требований о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию городского округа «Город Чита».
Суд обоснованно принял во внимание, что органами, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилищного фонда, последующее заключение договора найма, в соответствии со статьями 49 и 52 ЖК РФ являются органы местного самоуправления.
Предоставление жилого помещения органом местного самоуправления не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
С учетом изложенного, судебная коллегия находит несостоятельным довод кассационной жалобы о неправомерном возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на орган местного самоуправления.
Довод кассационной жалобы о том, что Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2010 и плановый период 2011 и 2012 год» предусмотрено выделение недостаточных средств на указанные цели, а суд фактически возложил на орган местного самоуправления исполнение расходных обязательств бюджета субъекта РФ не может быть принят в качестве состоятельного, поскольку при невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилья бюджет Забайкальского края должен нести обязанность по исполнению решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения по доводам кассационной жалобы.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на предложение Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края профинансировать приобретение жилого помещения.
Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края участвовало в судебном разбирательстве в качестве соответчиков, поскольку финансовое обеспечение предоставления жилых помещений является обязанностью органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия находит возможным дополнить резолютивную часть решения указанием на то, что при невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилья или недостаточности выделенных денежных средств предусмотреть возможность взыскания в пользу заявителя стоимости жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
исключить из резолютивной части решения Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена указание на предложение Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края профинансировать приобретение жилого помещения.
Дополнить резолютивную часть решения указанием на то, что при невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилья или недостаточности выделенных денежных средств предусмотреть возможность взыскания в пользу заявителя стоимости жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи