Председательствующий по делу №
судья Доржиева Б.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда
в составе председательствующего судьи Кулаковой О.В.,
и судей Кузнецовой О.А., Чайкиной Е.В.,
с участием прокурора Солохиной В.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску прокурора Центрального района города Читы в интересах Ашихмин А.А. к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,
по кассационной жалобе представителя ответчика Администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю.
на решение Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено: Исковые требования прокурора Центрального района г.Читы удовлетворить частично. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Ашихмин А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, расположенное в черте города Читы Забайкальского края, размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, заключив с ним договор социального найма. Предложить Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края осуществить финансирование приобретения данного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кузнецовой О.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обратившись в суд с вышеуказанным иском, прокурор ссылается на следующие обстоятельства. В ходе проведенной прокуратурой по обращению Ашихмина А.А. проверкой установлено, что Ашихмин А.А. в период своего несовершеннолетия остался без попечения родителей. В период с 1997 по 2009 годы Ашихмин А.А. находился под опекой, при этом с 2007 по 2010 годы обучается в ВУЗ. Ашихмин А.А. своего жилья не имеет, в связи с чем прокурор Центрального района г. Читы просил обязать администрацию городского округа «город Чита» предоставить Ашихмину А.А., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее установленной нормы 25 кв.м.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Представитель администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю. в кассационной жалобе просит решение суда отменить, при этом ссылается на то, что указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства. Жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. При этом наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без передачи им финансовых и материальных средств не допускается.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Ашихмина А.А., прокурора Солохину В.Е., представителя Министерства Финансов Забайкальского края Гудкову Н.Г., представителя Правительства Забайкальского края Серебрякову А.Ю., судебная коллегия приходит к следующему.
Как правильно установлено судом, Ашихмин А.А. остался без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. На основании статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на внеочередное получение жилья.
Предоставление жилого помещения органом местного самоуправления не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о правомерности заявленных требований о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию городского округа «Город Чита».
Судебная коллегия находит несостоятельным довод кассационной жалобы о неправомерном возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на орган местного самоуправления.
Недостаточное выделение денежных средств, предусмотренных Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2010 и плановый период 2011 и 2012 год» на исполнение расходных обязательств бюджета субъекта Российской Федерации, не может являться основанием для отмены решения, поскольку при невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилья бюджет Забайкальского края должен нести обязанность по исполнению решения.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым частично изменить решение суда в соответствии с положениями пп.3,4 п.1 ст.362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Финансовое обеспечение предоставления жилых помещений является обязанностью органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в силу закона, на основании положений ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.5 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью».
Предложение Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края профинансировать приобретение жилого помещения, в нарушение положений части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, не возлагает на ответчика какой-либо обязанности.
Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края участвовали в судебном разбирательстве в качестве соответчиков, обязанность по финансированию приобретения жилого помещения возложена на указанные органы федеральным законом. В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что обязанность по финансированию приобретения жилого помещения исполняется в недостаточном объеме. С учетом изложенного судебная коллегия полагает возможным дополнить резолютивную часть решения: обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского округа "Город Чита" на предоставление Ашихмину А.А. жилого помещения.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда города Читы от ДД.ММ.ГГГГ частично изменить.
Исключить из резолютивной части решения Центрального районного суда г. Читы от 30 августа 2010 года указание на предложение Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края профинансировать приобретение жилого помещения.
Дополнить резолютивную часть решения.
Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского округа "Город Чита" на предоставление Ашихмин А.А. жилого помещения.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна. Судья Забайкальского краевого суда Кузнецова О.А.