Председательствующий по делу Дело №
Судья Иванец С.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Толстоброва А.А.
судей краевого суда Чайкиной Е.В., Кожиной Е.А.
с участием прокурора Игнатович М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по заявлению прокурора Железнодорожного района г.Читы в интересах Ныркова Сергея Сергеевича к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения
по кассационной жалобой представителя ответчика - Министерства финансов Забайкальского края Першиной Н.В.
на решение Центрального районного суда г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Читы в интересах Ныркова Сергея Сергеевича к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Во исполнение решение Центрального районного суда г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Ныркова Сергея Сергеевича 1012500 (один миллион двенадцать тысяч пятьсот) рублей.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кожиной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Читы, действуя в интересах Ныркова С.С., обратился с вышеназванным заявлением, ссылаясь на следующее.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Ныркову С.С. вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее 25 кв.м. в городе Чите. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено по причине отсутствия у администрации города свободного муниципального жилья и денежных средств для его приобретения, жилое помещение Ныркову С.С. не предоставлено. Поэтому прокурор просил с учетом уточнения своих требований обязать Правительство Забайкальского края выделить денежные средства Министерству финансов Забайкальского края и взыскать с последнего в пользу Ныркова С.С. стоимость однокомнатной квартиры в размере 1012500 руб. (л.д.3-5, л.д.62).
Определением суда к участию в процессе в качестве соответчика привлечена Администрация городского округа «Город Чита» (л.д.45).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что Министерство финансов Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как по решению Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по предоставить Ныркову С.С. жилое помещение возложена на Администрацию городского округа «Город Чита». Суду не представлены доказательства, подтверждающие невозможность исполнения органом местного самоуправления указанного решения. Полагает, что неисполнение решения вызвано бездействием администрации городского округа «Город Чита». Также выражает несогласие с расчетом рыночной стоимости жилого помещения, предоставленного прокурором, и с непринятием судом во внимание справки о меньшей стоимости жилья.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства финансов Забайкальского края Гудковой Н.Г. и представителя Правительства Забайкальского края Зотова Д.А., поддержавших доводы жалобы, объяснения помощника прокурора Железнодорожной прокуратуры г. Читы Игнатович М.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Согласно ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1, пп.24 п.2 ст.26.3 Федерального Закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ст.1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-33К «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу п.1 и п.2 ст. 5 указанного Закона, финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в соответствии с законом должно происходить за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возможность финансирования данных расходов за счет средств бюджета муниципальных образований законом не предусмотрена.
Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению жилого помещения Ныркову С.С., площадью не менее 25 кв.м., относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
До настоящего времени решение суда не исполнено, жилое помещение Ныркову С.С. не предоставлено, что сторонами не оспаривалось.
В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края», Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.
Приняв во внимание установленные по делу обстоятельства, а также то, что на приобретение жилого помещения Ныркову С.С. денежные средства из бюджета субъекта РФ не выделялись, суд правильно удовлетворил заявленные требования.
Размер денежной компенсации подлежащей выделению квартиры обоснованно определен судом первой инстанции исходя из представленной истицами справки ООО «МП Правовед» о средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилого помещения по г. Чите в размере 40500 рублей.
Возможность взыскания стоимости квартиры в размере, не позволяющем реализовать право на предоставление жилья в натуре, законом или договором в данном случае не предусмотрена.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что денежная сумма, подлежащая взысканию, должна быть определена в соответствии с Порядком предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований, отмену решения суда повлечь не может, поскольку в соответствии с законом финансовое обеспечение обязанности по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является в полном объеме расходным обязательством субъекта РФ.
Статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что расходные обязательства – это обязательства, обусловленные законом, иным нормативно-правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому лицу или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
С учетом изложенного, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Оснований к отмене решения суда в кассационной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства финансов Забайкальского края Першиной Н.В. – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Копия верна: судья Забайкальского краевого суда Е.А. Кожина