о предоставлении жилого помещения



Председательствующий по делу Дело №

судья Новиков В.Н.

Кассационное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего Литвинцевой И.В.

и судей Кулаковой О.К., Чайкиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите <Дата> гражданское дело по иску Гороховой А.Н. к администрации городского округа «город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забай­кальского края о предоставлении жилья,

по кассационной жалобе представителя администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю.

на решение Центрального районного суда г. Читы от <Дата>, которым постановлено исковые требования Гороховой А.Н. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Гороховой А.Н. благоустроенное жилое помещение в пределах города Читы на условиях социального найма, площадью не менее 25 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

В удовлетворении требований Гороховой А.Н. о предоставлении жилой площади с учетом несовершеннолетнего ребенка отказать.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Литвинцевой И.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Горохова А.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим.

В пе­риод своего несовершеннолетнего возраста она осталась без попечения родите­лей. При на­правлении ее в государственное учреждение жилая площадь за ней не закреплялась по причине отсутствия таковой у родителей. После вы­пуска из Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Горохова А.Н. поступила в Профессиональное училище №13, которое окончила в 1999 г. С 28.07.1999г. она состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, нуждающихся в предоставлении жилья, однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. На иждивении Горохова А.Н. имеет не­совершеннолетнего сына Горохова С.Е., 1997 года рождения, детское посо­бие на ребенка не получает в связи с отсутствием у нее постоянной регистра­ции. Просила обязать администрацию городского округа «Город Чита» пре­доставить ей и ее несовершеннолетнему сыну благоустроенное жилое поме­щение в г.Чите по договору социального найма, отвечающее техническим и санитарным нормам, площадью не ниже установленных социальных норм, а также обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обеспечить надлежащее финансирование по приобре­тению жилого помещения для истца.

В судебном заседании истица исковые требования уточнила, просили обя­зать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ей с учетом ее несовершеннолетнего сына, жилое помещение по дого­вору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры площа­дью 28 кв.м., отвечающей санитарным и техническим нормам в черте г. Чи­ты. Остальные требования поддержала в полном объеме.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю. просит решение суда отменить в удовлетворении иска отказать, так как согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вопросы обеспечения указанных лиц жилыми помещениями относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, при этом расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных средств и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009г. органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот. Однако судом не учтено, что численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья, составляет 1930 человека, а в Законе «О бюджете Забайкальского края на 2010 и плановый период 2011 и 2012 год» предусмотрено выделение средств на указанные цели всего 20029, 4 тыс. руб. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, если передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истицы Мелкой Т.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, представителя Правительства Забайкальского края Лхасаранова Б.Ц., полагавшего жалобу необоснованной, представителя Министерства финансов Забайкальского края Филипенко Д.С., указавшего на пропуск срока на обращение в суд, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения решения суда не находит.

Как следует из материалов дела, Горохова А.Н. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, жильем не обеспечена, собственного жилья не имеет, состоит на учете в администрации городского округа «Город Чита» с 28.07.1999 г. как нуждающаяся в получении жилого помещения, имеет учетный номер 50.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в соответствующем учреждении, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу статьи 5 выше указанного Федерального закона предусмотренные им гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким, образом, обязательство профинансировать осуществление гарантий, предоставляемых детям-сиротам, возлагается на субъект Российской Федерации.

Требования истицы заключается в обеспечении ее жилым помещением по договору социального найма.

В соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма.

Согласно п. 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Таким образом, приведенными выше федеральными законами правовой механизм, позволяющий принять решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, разработан только для принятия решений на уровне органа местного самоуправления.

Субъекту Российской Федерации представлено право принятия закона, предусматривающего иной порядок предоставления жилых помещений названной категории лиц, однако в Читинской области (Забайкальском крае), такой закон не принят и иной порядок предоставления жилья не разработан.

Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм (ст.1 Закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством) жилой площадью»).

Разрешая спор, суд пришел к обоснованным выводам о правомерности заявленных истицей требований о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на Администрацию городского округа «Город Чита», поскольку полномочия по предоставлению жилья детям сиротам в Забайкальском крае возложены на органы местного самоуправления.

Поэтому доводы кассационной жалобы представителя администрации городского округа «Город Чита» о том, что администрация городского округа не должна отвечать по предъявленным требованиям, являются необоснованными и подлежат отклонению.

Не является основанием к отказу в иске довод кассационной жалобы о непредставлении субвенций бюджету городского округа, поскольку разногласия во взаимоотношениях органов государственной и муниципальной власти по поводу выделения денежных средств не могут повлечь нарушение прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения.

Недостаточное выделение денежных средств, предусмотренных Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2010 и плановый период 2011 и 2012 год» на исполнение расходных обязательств бюджета субъекта Российской Федерации, не может являться основанием для отмены решения, поскольку при невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилья бюджет Забайкальского края должен нести обязанность по исполнению решения.

Ссылки представителя Министерства финансов Забайкальского края на пропуск срока истицей при обращении в суд, приведенные при кассационном рассмотрении дела, судебная коллегия находит неосновательными.

Как указывалось выше, Горохова А.Н. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1999 года как лицо, оставшееся без попечения родителей.

Возможности отказа лицу, состоящему на учете, в предоставлении жилого помещения по истечению какого-либо срока, положениями Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период постановки Гороховой А.Н. на учет, и Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, не предусмотрено.

Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Читы от <Дата> оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю.- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200