Председательствующий по делу Дело №
судья Доржиева Б.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе
Председательствующего Иванова А.В.
и судей Кожиной Е.А., Ходусовой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское дело по иску Богачевой Я.Ю. к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,
по кассационной жалобе представителя ответчика администрации городского округа «Город Чита» Сильванович И.Н.
на решение Центрального районного суда города Читы от <Дата>, которым постановлено: исковые требования Богачевой Я.Ю. к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения в виде благоустроенной квартиры удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Богачевой Я.Ю. <Дата> года рождения, жилое помещение, расположенное в черте города Читы Забайкальского края, размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, заключив с ней договор социального найма.
Предложить Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края осуществить финансирование приобретения данного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ходусовой И.В., судебная коллегия
установила:
Богачева Я.Ю. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Жилое помещение истице не предоставлено. Богачева Я.Ю. просила предоставить ей жилое помещение в виде благоустроенной квартиры, отвечающее санитарным и техническим нормам, находящееся в черте города Читы, общей площадью не менее 50 кв.м., поскольку она имеет малолетнего сына.
В ходе судебного разбирательства исковые требования изменены, представитель истицы по доверенности Козлов А.В. просил предоставить благоустроенную квартиру общей площадью не менее 25 кв.м.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Сильванович И.Н. просит решение отменить, мотивируя тем, что обязанность обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, в связи с чем, администрация городского округа «Города Чита» не является надлежащим ответчиком. Обязанность субъекта федерации по обеспечению указанной категории лиц жильем может возлагаться на органы местного самоуправления только при условии наделения их соответствующими государственными полномочиями в установленном законом порядке. Кроме того, суд не дал оценки тому обстоятельству, что истица является учащейся профессионального училища.
Представителем истца Козловым Я.Ю. на кассационную жалобу представителя ответчика принесены возражения, в которых просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края Першиной Н.В., представителя ответчика Правительства Забайкальского края Зотова Д.А., представителя истицы Козлова А.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что истица Богачева Я.Ю. осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения.
Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, представленными в суд, которым дана надлежащая правовая оценка.
Согласно ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с указанным выше законом обязательство профинансировать осуществление гарантий, предоставляемых детям-сиротам, возлагается на субъект Российской Федерации.
Обращаясь с заявлением в суд, Богачева Я.Ю. просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение.
В силу п.2 ч.2 и ч.3 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о правомерности заявленных требований о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию городского округа «Город Чита».
Суд обоснованно принял во внимание, что органами, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилищного фонда, последующее заключение договора найма, в соответствии со статьями 49 и 52 ЖК РФ являются органы местного самоуправления.
Следует учесть, что Богачева Я.Ю. состоит в администрации городского округа «Город Чита» на учете детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, учетный номер 1580 (л.д.15).
Постановка на учет свидетельствует о признании администрацией городского округа «Город Чита» права истца на внеочередное предоставление жилого помещения и оснований для отказа в предоставлении Богачевой Я.Ю жилья вне очереди не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит несостоятельным довод кассационной жалобы о неправомерном возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на орган местного самоуправления.
Не влечет отмены решения довод кассационной жалобы о том, что Богачева Я.Ю., являясь учащейся ГОУ НПО «Профессиональное училище №» и находясь в отпуске по уходу за ребенком, не имеет законных оснований для обращения в суд с указанными требованиями.
Материалами дела подтверждается, что Богачева Я.Ю., действительно, является обучающейся ГОУ НПО «Профессиональное училище №» и в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (л.д. 14).
Из дела так же следует, что Богачева Я.Ю. лишена возможности проживать в общежитии образовательного учреждения, поскольку у истицы малолетний ребенок и училище не имеет своего общежития.
С учетом указанных обстоятельств, судебная коллегия находит указанный довод кассатора несостоятельным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения по доводам кассационной жалобы.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на предложение Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края профинансировать приобретение жилого помещения.
Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края участвовало в судебном разбирательстве в качестве соответчиков, поскольку финансовое обеспечение предоставления жилых помещений является обязанностью органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия находит возможным дополнить резолютивную часть решения указанием на то, что при невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилья или недостаточности выделенных денежных средств предусмотреть возможность взыскания в пользу заявителя стоимости жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
исключить из резолютивной части решения Центрального районного суда города Читы от <Дата> указание на предложение Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края профинансировать приобретение жилого помещения.
Дополнить резолютивную часть решения указанием на то, что при невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилья или недостаточности выделенных денежных средств предусмотреть возможность взыскания в пользу заявителя стоимости жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи