Председательствующий по делу Дело Номер обезличен
судья Смоляков П.Н.
Кассационное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе
председательствующего Литвинцевой И.В.,
и судей Карабельского А.А., Кулаковой О.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите Дата обезличена года гражданское дело по иску Тюменцевой М.Ю. к государственному учреждению «Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» о взыскании возмещения расходов на приобретение технического средства реабилитации,
по кассационной жалобе представителя ответчика
на решение Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена года, которым постановлено иск Тюменцевой М.Ю. удовлетворить.
Взыскать с государственного учреждения «Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» в пользу Тюменцевой Маргариты Юрьевны возмещение расходов на приобретение технического средства реабилитации в размере 103 595 рублей, возмещение судебных расходов в размере 3 635 рублей 95 коп., всего - 107 230 рублей 95 коп.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Литвинцевой И.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Тюменцева М.Ю. обратилась с указанным иском в суд, ссылаясь на следующее.
В феврале 2009 г. ей была проведена операция по установке эндопротеза. Воспользовавшись правом, представленным ей законом как инвалиду, она обратилась в государственное учреждение «Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» (далее - Региональное отделение ФСС) с заявлением о возмещении расходов, связанных с приобретением технического средства реабилитации (эндопротеза правого тазобедренного сустава) в размере 103 595 рублей. В выплате такой компенсации ей было отказано. Не согласившись с отказом, Тюменцева М.Ю. просила взыскать расходы в судебном порядке.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие Забайкальского края Государственная страховая медицинская компания «Забайкалмедстрах».
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель ответчика - Управляющий ГУ- Забайкальским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Алабьев Н.Р. просит решение суда отменить. Ссылается на то, что ГУ Забайкальское РО ФСС РФ не может являться надлежащим ответчиком по делу, так как меры социальной поддержки, касающиеся обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлены ст.ст. 14-19 ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» являются расходными обязательствами Российской Федерации, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели с 1 января 2010 года. Обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложена законодательством на Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Регионального отделения ФСС Реброва В.И., поддержавшего жалобу, истицы Тюменцевой М.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, представителя страховой компании «Забайкалмедстрах» Волковой М.В., оставившей разрешение вопроса на усмотрение суда, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как вынесенное в связи с неправильным определением юридически значимых обстоятельств, а дело подлежащим направлению на новое рассмотрение в тот же суд по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Тюменцева М.Ю. просит возместить ей расходы, которые она понесла на приобретение эндопротеза, необходимость использования которого установлена индивидуальной программой реабилитации инвалида и подтверждена медицинскими показаниями.
Суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства несения затрат по приобретению протеза, взыскал его стоимость с государственного учреждения «Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации».
Судебная коллегия находит этот вывод суда преждевременным, не основанным на имеющихся в деле доказательствах.
Согласно статье 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть представлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за свой счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть представлены инвалиду.
В соответствии с положениями статьи 11.1 названного выше Закона № 181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В материалах дела имеется Соглашение № 2-ДС Г-2 между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Забайкальского края о передаче Правительству Забайкальского края осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показания путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечение и обратно от 14 января 2010 года л.д.57-74).
В соответствии со статьей 1, пункт 1.1., названного Соглашения его предметом является передача Министерством Правительству Забайкальского края части федеральных полномочий по обеспечению имеющих место жительства в Забайкальском крае лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид», в соответствии с индивидуальными программами реабилитации техническими средствами реабилитации, услугами, включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду.
На основании Соглашения Правительство Забайкальского края осуществляет федеральные полномочия по предоставлению инвалидам по их личным заявлениям бесплатно в безвозмездное пользование технических средств реабилитации (п.1.1.подп «а» ст.2), компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах «а»- «д» подпункта 1.1. пункта 1 статьи 2 в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалидов.
В соответствии со статьей 5 исполнение переданных Правительству Забайкальского края федеральных полномочий, указанных в статье 2 Соглашения, осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Забайкальского края в форме субвенций, в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Положения приведенных выше нормативно-правовых актов позволяют прийти к выводу о том, что государство гарантирует предоставление технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета. Само предоставление технического средства производится Фондом социального страхования Российской Федерации на основании заявления однако финансирование расходов на приобретение технических средств производится из федерального бюджета, в том числе и путем предоставления субвенций в адрес субъекта Российской Федерации.
На это ссылался представитель Фонда социального страхования в ходе судебного разбирательства, заявив ходатайство о привлечении к участию в деле Министерство социальной защиты Забайкальского края л.д.52), однако суд не дал надлежащей оценки заявленному ходатайству, отказав в его удовлетворении на том основании, что Соглашение вступило в силу с января 2010 года до возникновения данного спора.
Между тем, согласно приведенному выше подпункту «е» пункта 1.1. статьи 2 Соглашения Правительство края осуществляет компенсацию расходов на мероприятия, указанные в подпунктах «а»- «д» подпункта 1.1. пункта 1 статьи 2 в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалидов, а также компенсацию в случае, если инвалиды понесли указанные расходы за счет собственных средств до 1 января 2010 года л.д.62).
Это обстоятельство является юридически значимым, так как позволяет установить надлежащего ответчика по спору о взыскании средств, затраченных инвалидом на приобретение технического средства реабилитации.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенные выше доводы, правильно определить юридически значимые обстоятельства, обсудить вопрос о привлечении в качестве соответчика Правительство Забайкальского края, либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы федеральные полномочия, установленные Соглашением, предложить сторонам представить дополнительные доказательства, обосновывающие их позицию, и разрешить спор в соответствии с законом.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Читы от Дата обезличена года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи