о признании недействительным решения общего собрания



Председательствующий по делу Дело №

судья Терехова Л.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кулаковой О.К.

судей Чайкиной Е.В., Карабельского А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское дело по иску М.Б.Ц., К.С.В. к СПК «Р.» о признании недействительными решений общего собрания СПК «Р.» от 05.09.2009 года и от 23.10.2009 года,

по кассационной жалобе председателя СПК «Р.» Ц.Н.Ц.,

на решение Ононского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено: исковые требования М.Б.Ц. и К.С.В. удовлетворить частично.

Признать недействительным решение общего собрания пайщиков СПК «Р.» от 05.09.2009 об утверждении списка членов СПК «Р.» в количестве 63 человек; об избрании председателем СПК «Р.» Ц.Н.Ц.; об избрании правления СПК «Р.» в составе Б.Б.Д., Ц.Н.Ц.., К.С.В., К.Н.А., У.Ю.Н.; об избрании ревизионной комиссии в составе Ф.Н.И., Б.А.А., Н.Ч.Ц.; об утверждении списка ассоциированных членов СПК «Р.» с правом решающего голоса в составе 12 человек: Е.В.В., С.В.В., В.Н.А., Л.А.И., Г.А.К., С.Л.Т. , В.М.С., Д.С., К.В.А., К.В.А., К.В., К.Л.Н.,

Признать недействительным решение общего собрания членов СПК «Р.» от 23.10.2009 года о внесении изменений и дополнений в устав СПК «Р.» о включении в список членов СПК «Р.» с правом решающего голоса: Ф.Н.И., Ф.Н.И., А.М.Ц., Н.Ц.С., Н.Ч.Ц., Б.Б.Д., Б.О.Я., У.Ю.Н., Ц.Н.Ц.Ж., Г.И.Б.

В остальной части заявленных требований отказать.

Заслушав доклад судьи краевого суда Карабельского А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

М.Б.Ц. и К.С.В. обратились в суд с иском к СПК «Р.» о признании решений общих собраний, проведенных 5 сентября, 10 октября и 23 октября 2009 года недействительными.

В обоснование своих требований ссылались на то, что они являются членами СПК «Р.». На общих собраниях членов СПК «Р.» принимались решения об утверждении списков членов кооператива, об избрании председателя СПК, об избрании правления, об избрании ревизионной комиссии, об утверждении ассоциированных членов СПК с правом решающего голоса. Названные собрания проведены с существенными нарушениями ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Устава кооператива и являются не правомочными. За принятые на общих собраниях решения голосовали лица, не имеющие права принимать участие в голосовании, при принятии оспариваемых решений отсутствовал кворум.

Поэтому они являются, недействительными и незаконными, нарушающими их права принимать участие в общем собрании членов СПК, голосовать и быть избранными.

Определением суда от 18 августа 2010 исковые требования М.Б.Ц. и К.С.В. касающиеся признания недействительным решения общего собрания СПК «Р.» об их увольнении, выделены в отдельное производство (л.д.162-164).

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе председатель СПК «Р.» Ц.Н.Ц. просит об отмене постановленного решения, ссылаясь на п. 3 ст. 30-1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», указывает на то, что при проведении собраний от 5 сентября и 23 октября 2009 года, решения кооператива не повлекли за собой причинение убытков для истцов, а также убытков кооперативу. При проведении 5 сентября 2009 года собрания присутствовали все члены кооператива в количестве 63 человек. Суд не применил ст. 10 ГК РФ, согласно которой не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Полагает, что действия истцов, связанные с обращением в суд, осуществляются исключительно в целях причинения вреда деятельности кооператива.

В возражениях на кассационную жалобу истец М.Б.Ц. считает решение суда правильным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения М.Б.Ц. и ее представителя Д.Л.М., полагавших, что решение законное и обоснованное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.

Как усматривается из материалов дела, 5 сентября 2009 года состоялось общее собрание пайщиков СПК «Р.» на котором приняты решения: об утверждении списков членов СПК в количестве 63 человека; Ц.Н.Ц. избрана председателем СПК «Р.»; избраны правление кооператива и ревизионная комиссия; избрано 12 ассоциированных членов СПК с правом решающего голоса.

Решением общего собрания членов СПК «Р.» 10 октября 2009 года из кооператива уволены М.Б.Ц. и К.С.В.

Кроме того, 23 октября 2009 года, решением собрания внесены изменения в Устав СПК «Р.».

В соответствии со ст. 30.1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» решение общего собрания членов кооператива, принятое с нарушением требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устава кооператива и нарушающее права и (или) законные интересы члена кооператива, может быть признано судом недействительным по заявлению члена кооператива или ассоциированного члена кооператива, не принимавших участия в голосовании или голосовавших против обжалуемого решения.

Из дела видно, что 5 сентября 2009 года истцы, являющиеся членами кооператива, голосовали против оспариваемого решения, а 23 октября 2009 года участия в голосовании не принимали, поскольку не были извещены о проведении собрания. Следовательно, М.Б.Ц. и К.С.В. вправе обратиться в суд с заявлением о признании решения собрания кооператива недействительным.

Приняв во внимание допущенные нарушения при проведении 5 сентября и 23 октября 2009 года общих собраний членов кооператива, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кооперативом были допущены существенные нарушения требований закона о порядке созыва, проведения собраний и кворуме для принятия решений, и признал оспариваемые решения недействительными.

Так, в силу части 1 статьи 20 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» общее собрание членов кооператива является высшим органом управления кооперативом и полномочно решать любые вопросы, касающиеся деятельности кооператива, в том числе отменять или подтверждать решения правления и (или) председателя кооператива и наблюдательного совета кооператива.

К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся рассмотрение и принятие решений, в том числе по вопросу выборов председателя, членов правления кооператива и членов наблюдательного совета кооператива, заслушивание отчетов об их деятельности и прекращение их полномочий (ст. 20, ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Как установлено судом, при проведении собрания как 5 сентября 2009 года, так и 23 октября 2009 года, доказательств наличия кворума ответчиком не представлено.

Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.

Ссылка в жалобе на то, что оспариваемые решения не причинили убытки истцам и кооперативу, по причине чего, согласно п. 3 ст. 30-1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», суд должен был оставить в силе обжалуемые решения, подлежит отклонению, поскольку ответчиком существенно нарушена процедура проведения собраний: отсутствие кворума общего собрания; принятие решения по вопросу, не включенному в повестку дня.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе о злоупотреблении правом, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку обращение истцов в суд продиктовано защитой своих прав и охраняемых законом интересов, а не намерением причинить вред кооперативу.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ононского районного суда Забайкальского края от <Дата> оставить без изменения, кассационную жалобу – Ц.Н.Ц. без удовлетворения.

Председательствующий О.К. Кулакова

Судьи Е.В. Чайкина

А.А. Карабельский

Копия верна. Судья А.А. Карабельский