Председательствующий по делу Дело №
Судья Пивоваров А.А.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Толстоброва А.А.
и судей Иванова А.В., Чайкиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское дело по искам прокурора Черновского района города Читы в интересах инвалидов Б., Д., П., Н., В., М., Л., Г., О., С., Р., К., У., Т., К., Л., О., Е., М., Н., Ч., Ж., П., А., Х., Р., З., И., Ф., И., Ц., С. к Черновскому отделу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю об обеспечении техническими средствами реабилитации инвалидов,
по кассационной жалобе ответчика - Министерства социальной защиты населения Забайкальского края,
на решение Черновского районного суда г. Читы от <Дата>, которым постановлено исковые требования прокурора Черновского района города Читы в интересах инвалидов Б., Д., П., Н., В., М., Л., Г., О., С., Р., К., У., Т., К., Л., О., Е., М., Н., Ч., Ж., П., А., Х., Р., З., И., Ф., И., Ц., С. удовлетворить.
Обязать Черновский отдел Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить Б., Р. креслом-коляской комнатной для взрослых, Д. креслом-коляской прогулочной, креслом-стулом с санитарным оснащением; поручнями, абсорбирующем бельем, П. креслом-коляской с ручным приводом прогулочной, Ф. креслом-коляской комнатной для взрослых; тростью опорной, С. креслом-коляской комнатной для взрослых; тростью опорной, протезами голени модульного типа, обувью ортопедической; О., Н., М., Л., К., У., Т. креслом-стулом с санитарным оснащением; С. креслом-стулом с санитарным оснащением; креслом-коляской с ручным приводом комнатной, Р. креслом-стулом с санитарным оснащением, креслом-коляской с ручным приводом прогулочной; В. креслом-стулом с санитарным оснащением пассивного типа, П. креслом-стулом с санитарным оснащением пассивного типа; опорами, Ц. креслом-стулом с санитарным оснащением; креслом-коляской с ручным приводом прогулочной; опорами; Г., О. креслом-стулом с санитарным оснащением; опорами; А., Х. тростями опорными; Н., М., Е., Л., К. опорами (ходунки, манежи, рамы, палки-опоры); И. кремом-пастой для ухода вокруг стопы; Ж. параподиумом, И. противопролежневым матрацем, Ч. противопролежневой подушкой, З. мочеприемником.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Чайкиной Е.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Черновского района города Читы обратился в суд с вышеназванными исками к Черновскому отделу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, мотивировал их следующим. Истцы, в интересах которых прокурор обратился в суд, состоят на учете инвалидов для обеспечения техническими средствами реабилитации. По результатам проведения проверки исполнения федерального законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что обеспечение техническими средствами реабилитации осуществляется ответчиками не в полном объеме. Прокурор просил суд обязать ответчиков обеспечить истцов-инвалидов техническими средствами реабилитации, в которых они нуждаются.
Определениями судьи Черновского районного суда г. Читы от <Дата> дела по вышеназванным искам объединены в одно производство, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю (л.д. <данные изъяты>).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаева Т.А. просит решение суда отменить. Ссылается на то, что объем средств, выделяемых из федерального бюджета, не обеспечивает потребность по обеспечению инвалидов Забайкальского края в технических средствах реабилитации в полном объеме. Поскольку федеральное полномочие по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации исполняется за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, исковые заявления районного прокурора предъявлены к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края не обоснованно. В данном случае на основании ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ надлежащим ответчиком должна выступать Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, а в качестве соответчика Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
В возражениях на кассационную жалобу старший помощник прокурора Черновского района г. Читы Попова Г.В. считает решение суда постановленным с правильным определением юридически значимых обстоятельств, с верным применением норм материального и процессуального права, доводы жалобы считает несостоятельными, просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В суд кассационной инстанции явились старший помощник прокурора Черновского района г. Читы Попова Г.В., представители Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаева Т.А., Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю Дума О.А. Представитель Черновского отдела Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, гражданские истцы не явились, о времени и месте судебного заседания извещены почтой.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, выслушав представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаеву Т.А., поддержавшую доводы кассационной жалобы и дополнения к жалобе, представителя Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю Дума О.А., старшего помощника прокурора Черновского района г. Читы Попову Г.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.3, 4 ч.1 ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом и суд при разрешении спора неправильно применил нормы материального права, и на основе установленных обстоятельств пришел к неверному выводу.
Разрешая спор, удовлетворяя требования прокурора и возлагая на Черновский отдел Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обязанность обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации, суд исходил из того, что несоблюдение требований федерального законодательства нарушает права и свободы инвалидом, которым государством гарантировано предоставление технических средств реабилитации.
Бесспорно, что в соответствии со ст.ст.2, 10, 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» истцы, являющиеся инвалидами, имеют право на гарантированные государством меры социальной поддержки, в том числе и на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Вместе с тем, статьей 11.1 названного закона установлено, что финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Таким образом, обеспечение инвалидов техническим средствами реабилитации в соответствии с положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является федеральным полномочием.
Принятым во исполнение положений ст.11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно - ортопедическими изделиями.
Пунктом 16 названных правил установлено, что финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Согласно п.7 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации или из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.
Изложенное указывает на то, что исполнение федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется органами государственной власти субъекта лишь в пределах, выделенных на эти цели средств, из федерального бюджета.
С 1 января 2010 г. федеральные полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации на территории Забайкальского края осуществляет Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.
В соответствии с Правилами о порядке предоставления в 2010 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 №1119 обеспечение инвалидов техническим средствами реабилитации осуществляется Министерством в пределах бюджетных ассигнований, передаваемых бюджету Забайкальского края в форме субвенций.
В исковых заявлениях прокурор указал, что причиной необеспечения инвалидов техническим средствами является недостаточное финансирование.
Представленными в суд первой инстанции представителем Министерства социальной защиты населения Забайкальского края списками подтверждается, что гражданские истцы не обеспечены средствами реабилитации из-за недофинансирования (л.д.116-127).
В кассационной жалобе и дополнениях к ней представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края указал, что размер субвенций из федерального бюджета в 2010 г. составил 117620,7 тыс. руб., в то время как заявок от инвалидов поступило на сумму 154014,0 тыс. руб., то есть необеспеченная потребность в 2010 г. составила 36393,3 тыс. руб.
В письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 февраля 2011 г., которое участвующий в деле прокурор просил учесть при рассмотрении кассационной жалобы, также указан размер субвенций из федерального бюджета в 2010 г. – 117620,7 тыс. руб., что соответствует указанным ответчиком сведениям.
Учитывая приведенные обстоятельства и принимая во внимание, что при отсутствии финансирования из федерального бюджета федеральные полномочия по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации за 2010 г. не могут быть возложены на органы государственной власти субъекта, вывод суда об удовлетворении требований и возложении на Черновский отдел Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить инвалидам технические средства реабилитации нельзя признать правомерным.
В связи с чем, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований прокурора.
В иске к Министерству финансов РФ также должно быть отказано, поскольку указанный орган лишь финансирует реализацию федеральных полномочий и не предоставляет технические средства инвалидам в натуре. Как указал участвующий в деле прокурор в возражениях на кассационную жалобу предметом иска является реализация прав инвалидов в натуре, а взыскание денежных средств с Министерства финансов РФ не имеет отношения к настоящему спору (л.д.<данные изъяты>).
При таком положении, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства дела установлены по имеющимся материалам, но им дана ненадлежащая правовая оценка, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение об отказе прокурору в удовлетворении исков.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Черновского районного суда г. Читы от <Дата> отменить. Принять по делу новое решение. Заявления прокурора Черновского района г.Читы в интересах инвалидов Б., Д., П., Н., В., М., Л., Г., О., С., Р., К., У., Т., К., Л., О., Е., М., Н., Ч., Ж., П., А., Х., Р., З., И., Ф., И., Ц., С. к Черновскому отделу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю об обеспечении техническими средствами реабилитации инвалидов оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Толстобров А.А.
Судьи: Иванов А.В.
Чайкина Е.В.