о признании права пользования жилым помещением



Председательствующий по делу Дело №


судья Каменский В.Л.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шишкиной Н.П.

и судей Иванова А.В., Карабельского А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское дело по иску Г.И.М., действующей за себя и как законный представитель Г.А.С., Г.Э.С., Г.М.С. к администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма,

по кассационной жалобе представителя по доверенности администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» Б.А.В.

на решение Ингодинского районного суда г. Читы от <Дата>, которым постановлено:

«Признать за Г.И.М., Г.А.С., Г.Э.С., Г.М.С. право пользования жилым помещением - <адрес>.

Обязать администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» заключить с Г.И.М., Г.А.С., Г.Э.С., Г.М.С. договор социального найма жилого помещения - <адрес>».

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Карабельского А.А, судебная коллегия

установила:

Г.И.М. в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей, обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что она проходит военную службу в войсковой части №. <Дата> решением жилищной комиссии ей была выделена <адрес>, в которой проживал военнослужащий. Ранее спорная квартира находилась на балансе в КЭЧ, впоследствии передана в муниципальную собственность. На обращение истца в администрацию Ингодинского района городского округа «Город Чита» заключить с ней договор социального найма ей отказано по мотиву того, что квартира является муниципальной собственностью. Истец просила суд признать за ней и ее детьми право пользования указанным жилым помещением и обязать ответчика заключить договор социального найма.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, привлечена администрация городского округа «Город Чита».

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» Б.А.В., действующая на основании доверенности просила отменить постановленное решение и вынести новое решение. При этом указывает, что заключение договора социального найма с военнослужащими на основании решения жилищных комиссий тех или иных войсковых частей или КЭЧ районов будет грубо противоречить Жилищному кодексу РФ. Для предоставления жилых помещений военнослужащим они должны состоять на учете в органах местного самоуправления, Г.М.И. и ее дети на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации не состоит. Кроме того согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения могут предоставляться только отдельным категориям граждан, к которой истец и ее дети не относятся.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав истца Г.М.И., считающую решение суда правильным судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от <Дата> «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Как усматривается из материалов дела военнослужащая Г.М.И., поступившая на военную службу по контракту с 1994 года, что следует из ее объяснений в суде кассационной инстанции. Имеет состав семьи из трех несовершеннолетних детей, признана нуждающейся в получении жилья. Готовится к увольнению в запас по организационно-штатным мероприятиям. Решением жилищной комиссии войсковой части № от <Дата> Г.И.М. и членам ее семьи была выделена квартира по адресу: <адрес>, которую ранее занимал военнослужащий, что подтверждено информацией начальника КЭЧ (л.д.8). Необходимые документы на Г.И.М. и членов ее семьи были оформлены КЭЧ и направлены в администрацию <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Г.М.И. и члены ее семьи имеют право на названное жилое помещение.

При этом в материалах дела отсутствуют сведения о том, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, отнесена к специализированному жилищному фонду. Следовательно, не является служебной.

Из адресованного главе администрации Ингодинского района ходатайства начальника КЭЧ видно, что спорное жилое помещение необходимо предоставить Г.И.М. и членам ее семьи по договору социального найма.

Рассмотрев указанное ходатайство, глава администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», ссылаясь на ст. 57 ЖК РФ, отказала заключить с истцом и членами ее семьи договор социального найма на спорное жилое помещение.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития; при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Кроме того, положение абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 названного выше закона предусматривает обязанность государства обеспечивать военнослужащих жильем при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, в том числе и по договору социального найма.

Как указывалось выше военнослужащая Г.И.М., заключила контракт до 1998 года, она и члены ее семьи признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения, представлена к увольнению в запас с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, имеет продолжительность военной службы более 10 лет, площадь жилого помещения соответствует нормам предоставления, предусмотренным статьей 15.1ФЗ «О статусе военнослужащих».

Таким образом, суд обоснованно возложил на администрацию Ингодинского района обязанность заключить с Г.И.М. и членами ее семьи договор социального найма.

Довод кассационной жалобы о том, что законом не предусмотрена возможность заключать договоры социального найма с военнослужащими подлежит отклонению, поскольку ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплен особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями и допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей, при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительство.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ингодинского районного суда г. Читы от <Дата>

оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика Б.А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий Н.П. Шишкина

Судьи А.В. Иванов

А.А. Карабельский

Копия верна. Судья А.А. Карабельский