о признании нормативных правовых актов незаконными



Председательствующий по делу Дело №

судья Калашникова Т.А.

Кассационное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего Литвинцевой И.В.

и судей Кулаковой О.К., Карабельского А.А.,

с участием прокурора Выскубовой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> <Дата> гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующей п.4.6 Положения «О единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы», утвержденного приказом председателя Комитета образования

администрации городского округа «Город Чита» от 01.03.2010г. №181 и недействующим раздела 4 данного Положения в части отсутствия порядка доукомплектования и комплектования муниципальных детских дошкольных образовательных учреждений в другое время учебного года, высвободившихся мест по различным причинам,

по кассационной жалобе представителя Комитета образования администрации ГО «Город Чита» Кузнецовой Т.В.

на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено заявление заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующим п.4.6 Положения «О единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы», утвержденного приказом председателя Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 01.03.2010г. №181 и недействующим раздела 4 данного Положения в части отсутствия порядка доукомплектования и комплектования муниципальных детских дошкольных образовательных учреждений в другое время учебного года, высвободившихся мест по различным причинам удовлетворить.

Признать противоречащим законодательству п.4.6 Положения «О единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы», утвержденного приказом председателя Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 01.03.2010г. №181, и признать его недействующим с момента принятия.

Признать противоречащим законодательству раздела 4 Положения «О единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы», утвержденного приказом председателя Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 01.03.2010г. №181 в части отсутствия порядка доукомплектования и комплектования муниципальных детских дошкольных образовательных учреждений в другое время учебного года, высвободившихся мест по различным причинам, и признать его недействующим с момента принятия.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Литвинцевой И.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, ссылаясь на следующее.

Приказом председателя Комитета образования Администрации городского округа «Город Чита» № 181 от 01.01.2010 г. утверждено Положение «О единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы». При издании данного Положения были нарушены требования законодательства в части нарушения предусмотренных правил ведения нормативного правового акта в действие, в связи с чем, он является недействующим. Кроме того, отдельные нормы Положения не соответствуют федеральному законодательству. Так, п.4.6 Положения определяет порядок распределения мест в дошкольном учреждении при комплектовании, устанавливается лимит зачисления в дошкольное образовательное учреждения детей различных категорий групп населения. В случае превышения лимита зачисления в учреждение для групп, имеющих право внеочередного и первоочередного получения места, ряду граждан в выдаче направления будет отказано. Кроме того, разделом 5 Положения установлен порядок организации приема детей в дошкольные учреждения, которым не определен порядок доукомплектования высвободившихся по различным причинам мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Положением не установлен порядок комплектования учреждения в другое время учебного года. На оспариваемые пункты Положения был принесен протест, который был рассмотрен председателем Комитета образования и был отклонен. Заместитель прокурора края просил признать недействующим Положение о единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы, утвержденное приказом Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 01.03.2001 г. № 181 с момента его принятия.

В судебном заседании прокурор Михаэлис Н.В. исковые требования уточнила, просила признать недействующим пункт 4.6. Положения о единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы, утвержденное приказом Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 01.03.2001 г. № 181 с момента его принятия и недействующим раздел 4 указанного Положения в части отсутствия порядка доукомплектования и комплектования муниципальных детских дошкольных образовательных учреждений в другое время учебного года, высвободившихся мест по различным причинам.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» Кузнецова Т.В. просит решение суда отменить. Ссылается на то, что пунктом 4.6 Положения установлено предоставление мест в дошкольные образовательные учреждения определенным категориям лиц в процентном соотношении. Данная формулировка связана с невозможностью обеспечения всех детей, нуждающихся в предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждениях в связи с недостаточностью мест, недопущением нарушения прав лиц, не имеющих льгот на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях и стоящих в очереди. В данном случае учредитель воспользовался правом определения порядка комплектования, установленным пунктом 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ 12.09.2008 г. В соответствии с п. 32 указанного Типового положения порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. В другое время года прием детей в дошкольные образовательные учреждения возможен в случаях доукомплектования высвободившихся по различным причинам мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в пределах установленных нормативов. Кроме того, судом не принято во внимание, что оспариваемое Положение было предметом проверки Прокуратуры Забайкальского края, и был дан ответ, что действующему законодательству оно не противоречит, учитывая данное заключение прокуратуры, приказом комитета образования администрации ГО «Город Чита» оспариваемое Положение было утверждено.

Представитель Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен (л.д. 86).

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора краевой прокуратуры Выскубовой С.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не находит.

Приказом председателя Комитета образования Администрации городского округа «Город Чита» № 181 от 01.01.2010г. утверждено Положение «О единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы».

По мнению прокурора при издании данного Положения были нарушены требования законодательства в части нарушения предусмотренных правил ведения нормативного правового акта в действие. Кроме того, отдельные нормы Положения не соответствуют федеральному законодательству.

Так, согласно пункту 4.6 раздела 4 «Порядок регистрации в «Книге будущих воспитанников» и комплектования в ДОУ» установлен в процентном соотношении порядок распределения общего количества мест в дошкольных учреждениях по различным категориям лиц, имеющим льготы на предоставление мест в детских дошкольных учреждениях.

Из чего следует, что в случае превышения лимита зачисления в учреждение для лиц, имеющих право внеочередного и первоочередного получения мест, им в выдаче направления может быть отказано.

Данное утверждение прокурора обоснованно принято судом первой инстанции во внимание.

При таком распределении мест в детских дошкольных учреждениях, будут нарушаться права лиц, имеющих право на внеочередное и первоочередное получение мест в детских дошкольных учреждениях, установленных федеральными законами.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого право на предоставление льготы должно быть реализовано лицом, имеющим право на ее внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что льгота указанной категории граждан должна быть предоставлена незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права. Эта позиция, касающаяся реализации внеочередного права, изложена в Определении №85-В08-3 от 30.09.08г. Верховного Суда Российской Федерации.

Суд обоснованно признал пункт 4.6. Положения противоречащим действующему законодательству.

Также судом сделан обоснованный вывод о том, что раздел 4 Положения «О единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы» в части отсутствия порядка доукомплектования и комплектования муниципальных детских дошкольных образовательных учреждений в другое время учебного года, высвободившихся мест по различным, причинам, противоречит действующему законодательству.

Так, ссылка кассатора на п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008года № 666, согласно которому порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе, является несостоятельной.

В Уставах дошкольных образовательных учреждений не указано сколько раз в год происходит комплектование дошкольных образовательных учреждений.

По общему правилу, установленному Комитетом образования, комплектование происходит один раз в год. Порядок комплектования в другое время учебного года Положением не установлен.

Пункт 14 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» указывает на самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образованном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом самим образовательным учреждением. При освобождении мест в детских учреждениях, руководитель ДОУ имеет право самостоятельно решить вопрос о доукомплектовании детского учреждения в любое время учебного года.

Отсутствие регламентации порядка доукомплектования групп в случае высвобождения места в период между началом и концом учебного года может вести к нарушениям прав лиц, обратившихся в течение учебного года, с заявлением о предоставлении освободившегося места в детском учреждении.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Комитета образования администрации ГО «Город Чита» Кузнецовой Т.В.- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи