Решение суда об отказе в удовлетворении иска о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с установленными требованиями оставлено без изменения



Председательствующий по делу Дело №

судья Новиков В.Н.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда

в составе:

председательствующего судьи Шишкиной Н.П.

и судей краевого суда Иванова А.В., Чайкиной Е.В.

с участием прокурора краевой прокуратуры Михеева С.Н.

при секретаре Гайгул. Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите <Дата> гражданское дело по иску Краснокаменского межрайонного прокурора к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с установленными требованиями,

по кассационному представлению Краснокаменского межрайонного прокурора Трухина А.С.

на решение Центрального районного суда г.Читы от <Дата>, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Краснокаменского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о возложении обязанности по приведению скотомогильников расположенных на территории муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на территории сельскихпоселений «Ковылинское», «Капцегайтуйское», Кайластуйское», «Богдановское», « Целининское», «Соктуй-Милозанское», «Маргуцекское», также сельского поседения «Юбилейненское», неподалеку от села Юбилейный, села Куйтун, в сельском поселении «Среднеаргунское», неподалеку от села Среднеаргунск, села Брусиловка в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил отказать за необоснованностью.

Заслушав доклад судьи краевого суда Н.П. Шишкиной, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Краснокаменский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с указанными выше исками, ссылаясь на следующие обстоятельства. По результатам прокурорской проверки исполнения санитарно-ветеринарного законодательства при эксплуатации скотомогильников, расположенных на территории муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», установлено, вблизи сельских поселений «Ковылинское», «Капцегайтуйское», Кайластуйское», «Богдановское», «Целининское», «Соктуй-Милозанское», «Маргуцекское» расположены скотомогильники. Вблизи сельского поседения «Юбилейненское», неподалеку от села Юбилейный, а также села Куйтун расположены два скотомогильника. Также два скотомогильника расположены в сельском поселении «Среднеаргунское», один неподалеку от села Среднеаргунск, другой - села Брусиловка. В указанных скотомогильниках производится захоронение биологических отходов. Все указанные скотомогильники не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам. По данному факту был составлен акт от 19 октября 2010 года. Несоблюдение требований к устройству и эксплуатации скотомогильников (биотермических ям) может привести к возникновению эпидемии, эпизоотии, что может повлечь нарушение права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, прав граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Действующим законодательством осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Просил обязать Правительство Забайкальского края за счет средств бюджета Забайкальского края оборудовать скотомогильники в указанных выше сельских поселениях в соответствии с установленными требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора и утилизации биологических отходов, указав конкретные виды работ (Л.Д.).

Дела по искам прокурора судом объедены в одно производство (Л.Д.).

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационном представлении прокурор полагает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права и подлежит отмене. Не согласен с выводом суда о том, что прокурором не представлено доказательств (помимо акта обследования мест захоронения биологических отходов от <Дата>) того, что места захоронения биологических отходов являются скотомогильниками как таковыми; что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников возлагается на местные администрации, в ведении которых находятся данные объекты. Полагает ошибочным утверждение суда о том, что оборудование скотомогильников сельских поселений муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» в соответствии с установленными требованиями возможно только после проведения согласований с различными контролирующими структурами и государственной экологической экспертизы, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ решение суда само по себе является актом, в силу которого возникают права и обязанности. Считает, несостоятельной ссылку суда на положения статьи 206 ГПК РФ, так как требования об указании срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, не предусмотрены положениями статей 131, 132 ГПК РФ и отсутствие в иске данных сведений не является основанием для освобождения ответчика от обязанности совершить определенные действия (Л.Д.).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора, выслушав прокурора краевой прокуратуры Михеева С.Н., поддержавшего кассационное представление, представителей заинтересованных лиц по доверенности Гудкову Е.Г., Лобанова В.В., Снежевского П.В., просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационного представления.

Как видно из материалов дела и как правильно установил суд, обследованные <Дата> территории мест захоронения биологических отходов скотомогильниками как таковыми не являются, а являются местами несанкционированного, стихийного захоронения биологических отходов, образованные в пятидесятые годы прошлого века. Так как указанные объекты скотомогильниками не являются, в чьем-либо ведении не находятся, расположены на территориях сельских поселений и должны быть закрыты.

Указанные объекты как скотомогильники не находятся в собственности субъекта - Забайкальского края, не состоят на балансах муниципальных образований, что подтверждено представленной выпиской из реестра государственного имущества Забайкальского края, и судебными решениями по гражданским делам по искам прокурора к муниципальным образованиям об обязывании последних привести их в соответствие установленным требованиям..

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что не имеется каких либо законных оснований возлагать на ответчиков обязанности приводить в соответствие и содержать бесхозное имущество и имущество, не принадлежащее ответчику.

Кроме того, в силу пункта 6.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 года №13-72/469 проведение каких-либо работ на месте захоронения в настоящее время прямо запрещено действующими Правилами.

Пунктом 5.1 Правил определено, что выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Только при выполнении указанных требований возможно дальнейшее оборудование скотомогильника. Прокурором не представлено каких либо доказательств, возможности и необходимости оборудования бесхозных мест захоронения как скотомогильников, в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

Доводы кассационного представления прокурора были предметом рассмотрения суда первой инстанции, отвергнуты судом по мотивам, с которыми судебная коллегия считает возможным согласиться.

Выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, которым суд дал надлежащую правовую оценку, Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Читы от <Дата> оставить без изменения, кассационное представление Краснокаменского межрайпрокурора без удовлетворения.

Председательствующий судья: Н.П. Шишкина

Судьи: А.В. Иванов

Е.В. Чайкина

Копия верна: судья краевого суда Н.П. Шишкина