действие Указа Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» распространяется на бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей



Председательствующий по делу Дело №

судья Журавлева Н.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Иванова А.В.,

судей Кузнецовой О.А., Пичуева В.В.,

с участием прокурора Антипенко А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Игнатенко М.А. и Иончевой Е.С. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о признании незаконным отказа по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем

по кассационному представлению прокурора Забайкальского края, кассационной жалобе Игнатенко М.А.

на решение Центрального районного суда города Читы от <Дата>, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований заместителю прокурора Забайкальского края в интересах Игнатенко М.А. и Иончевой Е.С. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о признании незаконным отказа по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отказать.

Заслушав доклад судьи Кузнецовой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд в интересах Игнатенко М.А. и Иончевой Е.С., мотивируя следующим. Игнатенко М.А. и Иончева Е.С. являются бывшими несовершеннолетними узницами фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны и инвалидами 2 группы. Игнатенко М.А. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, общей площадью 66,3 кв.м., расположенном по адресу: <Адрес 1> Иончева Е.С. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, общей площадью 45,4 кв.м., расположенном по адресу: <Адрес 2>. Распоряжением главы администрации Железнодорожного района г. Читы № от 5 февраля 2010 года и постановлением администрации сельского поселения «Даурское» № от 20 апреля 2010 года соответственно Игнатенко М.А. и Иончева Е.С. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в соответствующий список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Однако, решением комиссии Министерства социальной защиты населения Забайкальского краю от 20 мая 2010 года Игнатенко М.А. отказано в предоставлении жилого помещения в собственность. Решением от 7 сентября 2010 года Иончевой Е.С. отказано в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Полагая указанные отказы необоснованными, заместитель прокурора Забайкальского края просил признать отказы комиссии Министерства социальной защиты населения Забайкальского края незаконными и обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края устранить допущенные нарушения, препятствующие осуществлению Игнатенко М.А. и Иончевой Е.С. законных прав .

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационном представлении прокурор Забайкальского края просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований. Считает, что судом неправильно истолкованы и применены нормы материального права. Не учтены нормы Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, имеющего высшую юридическую силу по сравнению с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Полагает, что письмо Минрегионразвития от 19 марта 2010 г. не является официальным толкованием закона и не может применяться судом .

В кассационной жалобе Игнатенко М.А. с принятым решением не согласилась, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований .

Игнатенко М.А., Иончева Е.С., представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края на рассмотрение дела в суд кассационной инстанции не явились, надлежаще извещены. Судебная коллегия полагает возможным дело рассмотреть в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного преставления и кассационной жалобы, заслушав прокурора Антипенко А.А., полагавшую необходимым решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются несоответствие выводов суде первой инстанции обстоятельствам дела, и нарушение или неправильное применение норм материального права.

Такие нарушения допущены судом.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что Игнатенко М.А. и Иончева Е.С. не имеют права на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

С таким выводом суда нельзя согласиться.

Из дела следует, что Игнатенко М.А. и Иончева Е.С. являются бывшими несовершеннолетними узницами фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны и инвалидами 2 группы .

Названной категории лиц согласно Указу Президента Российской Федерации № 1235 от 15 октября 1992 г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» предоставлялись льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.

Указ Президента Российской Федерации № 1235 от 15 октября 1992 г. утратил силу в связи со вступлением в действие Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, пунктом 8 статьи 154 которого установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закона от 12.01.1995 года «О ветеранах».

Статьей 13 Федерального закона «О ветеранах», действующей с учетом положений пункта 8 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, к мерам социальной поддержки ветеранов отнесены получение и содержание жилых помещений. Инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах».

Из системного толкования определения лиц, относящихся к инвалидам Великой Отечественной войны, приводимых в федеральных законах, следует, что законодатель относит к ним бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания.

Данное положение закреплялось в Указе Президента РФ № 1235, а затем было введено Федеральным законом № 122-ФЗ.

Поскольку на бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, распространяются меры социальной поддержки, приведенные в ФЗ «О ветеранах», из Указа Президента РФ № 714 следует, что его действие распространяется и на бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.

Ссылки стороны ответчика на Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.03.2010 года № 10496-СК/07 не могут быть приняты во внимание.

Данное Письмо не было опубликовано в установленном законом порядке. Названным Письмом толкуется содержание пункта 1 Указа Президента Российской Федерации, однако из самого содержания пункта 1 следует, что его действие распространяется на инвалидов Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку, к каковым относятся и узники концлагерей.

Таким образом, решение суда подлежит отмене.

С учетом того, что все юридически значимые обстоятельства установлены, судебная коллегия считает необходимым принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда города Читы от <Дата> отменить. Принять новое решение.

Требования заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Игнатенко М.А. и Иончевой Е.С. удовлетворить.

Признать незаконными отказы комиссии Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по предоставлению мер социальной поддержки Игнатенко М.А. и Иончевой Е.С..

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края устранить допущенные нарушения, препятствующие осуществлению Игнатенко М.А. и Иончевой Е.С. законных прав.

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Игнатенко М.А. меру социальной поддержки в виде жилого помещения в собственность.

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Иончевой Е.С. меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

Председательствующий судья:

Судьи: