Председательствующий по делу Дело № Судья Шарков К.О.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе
председательствующего Ананиковой И.А.
судей Ходусовой И.В., Чайкиной Е.В.
с участием прокурора Ташлыкова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите <Дата>
гражданское дело по заявлениям прокурора Ингодинского района г.Читы в защиту интересов Российской Федерации к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №29», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №42», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №46», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Министерству финансов Забайкальского края о понуждении создать учебно-материальную базу
по кассационным жалобам ответчиков – Министерства финансов Забайкальского края, Администрации городского округа «Город Чита», Комитета образования администрации городского округа «Город Чита»
на решение Ингодинского районного суда г.Читы от <Дата>, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «Город Чита», Комитет образования администрации городского округа «Город Чита», Министерство финансов Забайкальского края в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать проведение мероприятий по созданию в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №42», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №46» учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы.
Обязать на выделенные денежные средства в течение 2 месяцев:
- МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №42», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №46» с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе обеспечить создание необходимой учебно-материальной базы, а именно: оборудовать в образовательном учреждении предметный кабинет Основ безопасности жизнедеятельности, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или электронный стрелковый тренажер.
- МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» с целью обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе обеспечить создание необходимой учебно-материальной базы, а именно: оборудовать в образовательном учреждении спортивный городок в элементами полосы препятствий.
- МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №29» с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе обеспечить создание необходимой учебно-материальной базы, а именно: оборудовать в образовательном учреждении спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или электронный стрелковый тренажер.
- МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе обеспечить создание необходимой учебно-материальной базы, а именно: оборудовать в образовательном учреждении предметный кабинет Основ безопасности жизнедеятельности и стрелковый тир или электронный стрелковый тренажер.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ананиковой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с вышеназванными заявлениями, прокурор мотивировал это тем, что в нарушение ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» в указанных им муниципальных общеобразовательных учреждениях отсутствует надлежащая учебно-материальная база для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы. Просил обязать в средних общеобразовательных школах №№ 1, 42, 46 оборудовать предметный кабинет основ безопасности жизнедеятельности, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или электронный стрелковый тренажер, в средних общеобразовательных школах №№ 14 и 16 – спортивный городок с элементами полосы препятствий, в средних общеобразовательных школах №№ 13, 29 – спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или электронный стрелковый тренажер, в средней общеобразовательной школе №18 – предметный кабинет основ безопасности жизнедеятельности и стрелковый тир или электронный стрелковый тренажер, обязать Администрацию городского округа «Город Чита» и Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» осуществить финансирование мероприятий по созданию учебно – материальной базы.
Определением судьи от <Дата> заявления прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения (л.д. 1-2 тома 1), ответчиком по делу привлечено Министерство финансов Забайкальского края (л.д. 200 тома 1).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Министерства финансов Забайкальского края Каменева Л.В. просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать. Полагает, что Министерство финансов Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку финансирование подготовки граждан к военной службе должно осуществляться за счет средств Российской Федерации и к расходным обязательствам субъекта РФ не относится.
В кассационных жалобах Администрации городского округа «Город Чита» и Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» их представитель Кузнецова Т.В. просит решение отменить, в удовлетворении заявлений прокурора отказать. Ссылается на отсутствие правовых оснований для возложения на указанных ответчиков обязанности по финансированию мероприятий по организации учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям и области обороны и подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав объяснения представителя Министерства финансов Забайкальского края Каменевой Л.В., представителя Администрации городского округа «Город Чита» Петрика А.В., директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» Галицкой Е.Б., директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» Каюшановой Е.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая требования прокурора, суд установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, применив подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о том, что финансовое обеспечение учебно - материальной базы, необходимой для организации обучения граждан Российской Федерации в области обороны и подготовки по основам военной службы возлагается на субъекты Российской Федерации.
Поскольку отсутствие необходимой учебно – материальной базы в указанных прокурором муниципальных общеобразовательных учреждениях обусловлено недостаточным их финансированием, что подтверждено аргументированными объяснениями в судебном заседании представителя Администрации городского округа «Город Чита» и Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» Кузнецовой Т.В. и материалами дела (л.д.177-191, 194-196 т.1, л.д. 4-5 т.2), довод кассационной жалобы Министерства финансов Забайкальского края об исполнении им своих обязательств по выделению из бюджета Забайкальского края городскому округу «Город Чита» субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования не является основанием освобождения данного ответчика от обязанности по финансированию расходов, необходимых для организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы.
При этом указание суда о возложении обязанности по финансированию названных мероприятий на Администрацию городского округа «Город Чита» и Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» подлежит исключению из резолютивной части решения, как противоречащее положениям материального закона, в соответствии с которыми к финансовым обязательствам органов местного самоуправления относятся расходы на содержание зданий и коммунальные расходы (ст. 26.3 Закона РФ от 06.10.1999г. № 184 –ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3268-1 «Об образовании»).
Учитывая, что о сроках исполнения возложенных на ответчиков обязанностей прокурором не заявлялось и названные сроки не являлись предметом обсуждения суда, судебная коллегия полагает необходимым исключить указания на них из резолютивной части решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ингодинского районного суда г.Читы от <Дата> частично изменить. Исключить из его резолютивной части указания на возложение обязанности по финансированию на Администрацию городского округа «Город Чита», Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» и на сроки исполнения возложенных на ответчиков обязанностей. В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи