Председательствующий по делу Дело №
судья Копеистова О.Н.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Иванова А.В.
и судей краевого суда Пичуева В.В.
Чайкиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите <Дата> гражданское дело по иску Выклюк Е.В. к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов РФ Забайкальского края о предоставлении жилого помещения вне очереди,
по кассационной жалобе Администрации городского округа «Город Чита»
на решение Центрального районного суда г. Чита от <Дата>, которым постановлено исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Выклюк Е.В. по договору социального найма вне очереди жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей санитарным нормам и требованиям, предъявляемым жилищным законодательством, площадью не менее 25 кв.м, в г. Чите.
В иске к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края отказать.
Заслушав доклад судьи краевого суда Чайкиной Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Выклюк Е.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивировал его следующим. Он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на соответствующем учете нуждающихся в получении жилого помещения с <Дата>. До настоящего времени он жилым помещением не обеспечен, в связи с чем, просил суд обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры не ниже социальных норм и обязать произвести финансирование для приобретения жилой площади.
В кассационной жалобе представитель администрации городского округа «Горд Чита» Печак О.Ю. просит отменить решение суда, вынести новое решение по данному делу об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает решение суда необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ, в том числе, решение вопросов социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Также из норм Бюджетного кодекса РФ следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются государством, т.е. федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта РФ.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте кассационного рассмотрения дела надлежащим образом, не явились.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, и не оспаривается ответчиками, право Выклюк Е.В. гарантированное ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, на предоставление жилого помещения вне очереди. Он с <Дата> состоит в администрации городского округа «Город Чита» на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. Требования истца заключаются в обеспечении ее жилым помещением по договору социального найма.
Предоставление жилья в соответствии с указанными выше нормами является государственным полномочием субъекта РФ. Данное полномочие может быть возложено на органы местного самоуправления путем принятия закона субъекта РФ.
Разрешая спор, суд полно и правильно установил обстоятельства дела, дал оценку представленным сторонами доказательствам, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, применил подлежащие применению нормы материального права и пришел к обоснованным выводам о правомерности заявленных Выклюк Е.В. требований, о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на Администрацию городского округа «Город Чита», поскольку полномочия по предоставлению жилья детям сиротам в Забайкальском крае возложено на органы местного самоуправления, осуществляется органами местного самоуправления по договору социального найма площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека за счет субвенций бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Забайкальского края.
Поэтому доводы кассационной жалобы представителя администрации городского округа «Город Чита» о том, что администрация городского округа не должна отвечать по предъявленным требованиям, являются необоснованными и подлежат отклонению.
Выводы суда в указанной части об обстоятельствах дела основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании и надлежаще оцененных в судебном решении.
Доводы жалобы сводятся, по сути к несогласию с выводами суда, не могут повлиять на правильность данных выводов, а поэтому подлежат отклонению.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что Министерство финансов и Правительство Забайкальского края являются ненадлежащими ответчиками в связи с чем в иске к ним должно быть отказано.
Обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится за счет субвенций выделяемых из казны Забайкальского края, от имени которой выступает Министерство финансов края. Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований из бюджета края на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, а также порядок их расходования устанавливаются Правительством Забайкальского края.
Поэтому при рассмотрении дел по искам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к органам местного самоуправления о предоставлении жилых помещений Правительство и Министерство финансов Забайкальского края не могут быть признаны ненадлежащими ответчиками, и в иске к ним, в случае возложении обязанности по предоставлению жилья на орган местного самоуправления, не может быть отказано, поскольку обязанность финансового обеспечения по предоставлению жилья лежит на указанных органах.
При изложенных обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении иска к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края подлежит отмене в силу п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ.
Финансовое обеспечение предоставления жилых помещений является обязанностью органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в силу закона, на основании положений ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.5 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью».
Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края участвовали в судебном разбирательстве в качестве соответчиков, обязанность по финансированию приобретения жилого помещения возложена на указанные органы федеральным законом. В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что обязанность по финансированию приобретения жилого помещения исполняется в недостаточном объеме.
Судебная коллегия считает возможным дополнить резолютивную часть решения указанием о возложении обязанности на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края по осуществлению своевременного и в полном объеме финансирования из бюджета Забайкальского края расходов Администрации городского округа "Город Чита" на предоставление Выклюк Е.В. жилого помещения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Чита от <Дата> в части отказа в удовлетворении иска к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края отменить.
Дополнить резолютивную часть решения указанием о возложении на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанности по осуществлению своевременного и в полном объеме финансирования из бюджета Забайкальского края расходов Администрации городского округа "Город Чита" на предоставление Выклюк Е.В. жилого помещения.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Иванов А.В.
Судьи Пичуев В.В.
Чайкина Е.В.