о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



Председательствующий по делу Дело №

судья Новиков В.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего Иванова А.В.

и судей краевого суда Пичуева В.В.

Чайкиной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите <Дата> гражданское дело по иску Тупиковой А.Н. к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

по кассационной жалобе Администрации городского округа «Город Чита»

на решение Центрального районного суда г. Чита от <Дата>, которым постановлено Исковые требования Тупиковой А.Н. удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Тупиковой А.Н. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам.

Заслушав доклад судьи краевого суда Чайкиной Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Тупикова А.Н. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивировал его следующим. В период своего несовершеннолетнего возраста она осталась без попечения родителей, ее родители были лишены родительских прав, на сегодняшний день умерли. В связи с чем истица, ее братья и сестры определены в государственное учреждение и за ними закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: <адрес>. Межведомственная районная комиссия <Дата> провела обследование указанного жилого помещения, по результатам которого было установлено, что помещение находится в аварийном состоянии. Тупикова А.Н. проходила обучение в ГОУ <данные изъяты>», которое окончила <Дата>, состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрации городского округа «Город Чита», однако жильем до настоящего времени не обеспечена. Просила суд обязать администрацию городского округа «Город Чита», Правительство Забайкальского края предоставить жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям не менее утвержденной учетной нормы предоставления жилого помещения, обязать Министерство финансов Забайкальского края произвести финансирование приобретения жилого помещения.

В кассационной жалобе представитель администрации городского округа «Горд Чита» Печак О.Ю. просит отменить решение суда, вынести новое решение по данному делу об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает решение суда необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ, в том числе, решение вопросов социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Также из норм Бюджетного кодекса РФ следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются государством, т.е. федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта РФ. Кроме того, считает неправомерно требование Тупиковой А.Н. о предоставлении жилого помещения в виде отдельной благоустроенной квартиры, т.к. в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 16 ЖК РФ Тупиковой А.Н. могут быть предоставлены жилые помещения, как в виде квартиры, так и в виде части квартиры, жилого дома, а также в виде комнаты. Право решать, какое именно предоставлять гражданину жилое помещение, имеет соответствующий орган власти и у суда не имеется правовых оснований для лишения органа власти данного права.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте кассационного рассмотрения дела надлежащим образом, не явились.

Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела подтверждается, и не оспаривается ответчиками, право Тупиковой А.Н. гарантированное ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, на предоставление жилого помещения вне очереди. Она с <Дата> состоит в администрации городского округа «Город Чита» на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. Требования истицы заключаются в обеспечении ее жилым помещением по договору социального найма с учетом совместного проживания несовершеннолетнего ребенка.

Предоставление жилья в соответствии с указанными выше нормами является государственным полномочием субъекта РФ. Данное полномочие может быть возложено на органы местного самоуправления путем принятия закона субъекта РФ.

Разрешая спор, суд полно и правильно установил обстоятельства дела, дал оценку представленным сторонами доказательствам, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, применил подлежащие применению нормы материального права и пришел к обоснованным выводам о правомерности заявленных истицей требований в части, о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на Администрацию городского округа «Город Чита», поскольку полномочия по предоставлению жилья детям сиротам в Забайкальском крае возложено на органы местного самоуправления, осуществляется органами местного самоуправления по договору социального найма площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека за счет субвенций бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Забайкальского края.

Поэтому доводы кассационной жалобы представителя администрации городского округа «Город Чита» о том, что администрация городского округа не должна отвечать по предъявленным требованиям, являются необоснованными и подлежат отклонению.

Выводы суда в указанной части об обстоятельствах дела основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании и надлежаще оцененных в судебном решении.

Доводы жалобы сводятся, по сути к несогласию с выводами суда, не могут повлиять на правильность данных выводов, а поэтому подлежат отклонению.

Также судебная коллегия не может согласиться с доводом кассатора о том, что предоставляемое истице жилье не обязательно должно быть благоустроенным, так как ни Жилищный кодекс РФ ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не устанавливают обязанности по предоставлению именно благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ.

В утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» закреплено, что в поселениях оборудованных централизованными инженерными сетями, жилые помещение должны быть благоустроенными (оборудованными системами электроосвещения, хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Город Чита оборудован централизованными инженерными сетями, а поэтому жилые помещения, предоставляемые в данном населенном пункте по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье, должны отвечать указанным выше требованиям, т.е. являться благоустроенными.

Целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма является обеспечение жильем лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Результатом такого обеспечения должно явиться прекращение нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, соответствие предоставленного жилья установленным нормам и правилам. Предоставление истице жилья в виде отдельной благоустроенной квартиры общей площадью не менее 25 кв.м. будет полностью отвечать достижению указанной цели, поскольку предоставление жилого помещения, не являющегося благоустроенной квартирой, не даст нужного результата.

При таком положении судебная коллегия считает возложение обязанности на администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Тупиковой А.Н. благоустроенное жилое помещение в виде квартиры обоснованным.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием о возложении обязанности на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края по осуществлению своевременного и в полном объеме финансирования из бюджета Забайкальского края расходов Администрации городского округа "Город Чита" на предоставление Тупиковой А.Н. жилого помещения.

Финансовое обеспечение предоставления жилых помещений являет­ся обязанностью органа исполнительной власти субъекта Российской Фе­дерации в силу закона, на основании положений ст. 72 Конституции Рос­сийской Федерации, ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной под­держке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.5 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправле­ния муниципальных районов и городских округов Забайкальского края го­сударственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью».

Правительство Забайкальского края и Министерство финансов За­байкальского края участвовали в судебном разбирательстве в качестве со­ответчиков, обязанность по финансированию приобретения жилого по­мещения возложена на указанные органы федеральным законом. В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что обязанность по финанси­рованию приобретения жилого помещения исполняется в недостаточном объеме.

Поэтому в указанной части решение суда подлежит изменению.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Читы от <Дата> частично изменить.

Дополнить резолютивную часть решения указанием о возложении на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанности по осуществлению своевременного и в полном объеме финансирования из бюджета Забайкальского края расходов Администрации городского округа "Город Чита" на предоставление Тупиковой А.Н. жилого помещения.

В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: Иванов А.В.

Судьи Пичуев В.В.

Чайкина Е.В.