о предоставлении жилого помещения



Председательствующий по делу Дело №

судья Пивоваров А.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Толстоброва А.А.

и судей краевого суда Чайкиной Е.В., Кузнецовой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите <Дата> дело по иску Федоренко Е.С. к Министерству обороны РФ о предоставлении жилого помещения,

по кассационной жалобе представителя ответчика,

на решение Черновского районного суда г.Читы от <Дата>, которым постановлено иск бывшего военнослужащего Федоренко Е.С. к Министерству обороны Российской Федерации о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации предоставить за счёт средств федерального бюджета Федоренко Е.С. двухкомнатное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в Московской области общей площадью не менее 54 кв.м.

Заслушав доклад судьи краевого суда Толстоброва А.А., выслушав объяснения истца Федоренко Е.С., возражавшего против доводов жалобы и полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

<Дата> Федоренко Е.С. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. С <Дата> он проходил военную службу в Железнодорожных войсках Министерства обороны РФ, с <Дата> по <Дата> – в войсковой части № в должности помощника командира войсковой части по правовой работе. С <Дата> он уволен с военной службы в запас досрочно на основании пп.«а» п.2 ст.51 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями. Его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 12 лет. С <Дата> он включён в список очередников на получение жилья. В 2007 г. поставлен на компьютерный учёт в КЭЧ Читинского района в качестве военнослужащего, нуждающегося в улучшении жилищных условий. После увольнения из вооружённых сил жильё ему не предоставлено. Поэтому он просил обязать командование войсковой части 48432 предоставить ему и двум членам его семьи для постоянного проживания 2-х комнатную квартиру общей площадью не менее 54 кв.м. в избранном для постоянного проживания месте в г. Москве.

Определением суда от <Дата> произведена замена ненадлежащего ответчика в/ч 48432 на надлежащего - Министерство обороны РФ, к участию в деле в качестве третьего лица привлечена в/ч 48432 - филиал ФБУ в/ч 12664 (т.1, л.д.143).

В ходе судебного разбирательства истец Федоренко Е.С. требования уточнил, просил считать избранным после увольнения с военной службы постоянным местом жительства Московскую область (т.1, л.д.152).

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель Министерства обороны РФ С., действующая на основании доверенности, выражает несогласие с решением. Считает, судом не принято во внимание, что на момент увольнения истец был согласен с увольнением по указанному основанию с оставлением в листе нуждающихся в получении жилья, при этом не высказывал желания быть обеспеченным жилым помещением в г.Москве. Также суд не учел, что Федоренко Е.С. с <Дата> по настоящее время состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения. На момент увольнения истец был обеспечен жилым помещением, в котором он и члены его семьи проживают до настоящего времени. Полагает, что Министерство обороны РФ не нарушило право истца на обеспечение жилым помещением, поскольку действовало в соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утв.Приказом Министерства обороны РФ № от <Дата>, согласно которой жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, считает, что требования Федоренко Е.С. вытекают из публичных правоотношений, поэтому подлежали рассмотрению судом в порядке главы 25 ГПК РФ, в соответствии со ст.256 которой истцом пропущен срок на обращение в суд. Поэтому просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В суд кассационной инстанции представители Министерства обороны РФ, ФГУ «2-я Читинская КЭЧ района», в/ч 12664, ОАО «Славянка» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены почтой.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке.

Такие нарушения допущены при разрешении спора и при точном изложении в решении правовых норм их толкование и применение судом нельзя признать правильным.

Так, разрешая спор и удовлетворяя требования, суд исходил из того, что истец Федоренко Е.С., имеет право на обеспечение жильем по избранному месту жительства, на изменение своего решения о выборе места жительства после увольнения и, поскольку он избрал для проживания Московскую область, его требование подлежит удовлетворению.

С таким выводом суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Действительно, Федоренко Е.С., уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющий общую выслугу более 12 лет и признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем по избранному месту жительства. Также он имеет право изменить свое решение о выборе места жительства после увольнения, но такое решение обусловлено выполнением определенных законом обязанностей.

В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п.14 ст.15 настоящего Федерального закона.

Согласно п.14 ст.15 обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.

Из п.1 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054 (далее Правила) следует, что названые Правила устанавливают единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 22 Правил установлено, что в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

Таким образом, изменение постоянного место жительства после увольнения со службы обусловлено постановкой на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в избранном населенном пункте и, следовательно, гражданин должен выразить свою волю и обратиться с заявлением в соответствующий орган.

В соответствии с п.14 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 №80, действовавшей в период возникновения спорных отношений, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.

Согласно п.п.26-29 названной Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению №4 к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению №5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района и другие необходимые документы.

Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.

Обращаясь в суд с иском, Федоренко Е.С. просил обязать обеспечить его жильем в Московской области.

Таким образом, по данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию является вопрос о том, состоял ли военнослужащий Федоренко Е.С. и члены его семьи на учете на получение жилья в Московской области и совершал ли какие-либо действия, свидетельствующие о его желании изменить место жительства и проживать в Московской области, поскольку из приведенных норм закона следует, что основанием обеспечения военнослужащего жильем является его заявление и постановка соответствующим органом в установленном законом порядке на учет нуждающихся в обеспечении жильем по избранному месту жительства.

Однако суд данные обстоятельства не исследовал, не поставил их на обсуждение сторон и не дал им надлежащей правовой оценки.

Допущенные судом нарушения являются существенными, повлиявшими на исход дела.

На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и в зависимости от установленных обстоятельств разрешить спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Черновского районного суда г.Читы от <Дата> отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий: Толстобров А.А.

Судьи: Чайкина Е.В.

Кузнецова О.А.

Копия верна

Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.