Председательствующий по делу Дело №
судья Цоктоева О.В.
Кассационное определение
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе
председательствующего Карабельского А.А.
и судей Литвинцевой И.В., Пичуева В.В.
с участием прокурора Выскубовой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> <Дата> гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к <адрес>, Министерству финансов <адрес>, Министерству образования <адрес>, Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования Администрации ГО «Город Чита», Комитету по финансам Администрации ГО «Город Чита», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МОУ «Центр Образования», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» о признании бездействия незаконным и понуждении обеспечить общеобразовательные учреждения учебниками,
по кассационной жалобе представителя Министерства финансов <адрес>
на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края, Министерства финансов <адрес>, администрации городского округа «Город Чита» по обеспечению в полном объеме общеобразовательных учреждений <адрес> учебниками и учебными пособиями.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» произвести расчет суммы, необходимой для приобретения в полном объеме учебников и учебных пособий и обеспечения ими общеобразовательных учреждений <адрес>.
Обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов <адрес> выделить за счет средств казны <адрес> в бюджет администрации городского округа «Город Чита» денежные средства на приобретение учебников и учебных пособий для муниципальных общеобразовательных учреждений «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Центр образования», «Начальная общеобразовательная школа №» для обеспечения ими общеобразовательных учреждений <адрес> в полном объеме.
Обязать муниципальные общеобразовательные учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Центр образования», «Начальная общеобразовательная школа №» и администрацию городского округа «Город Чита» приобрести на выделенные денежные средства учебники и учебные пособия с момента поступления денежных средств в бюджет администрации городского округа «Город Чита» для обеспечения учащихся в полном объеме.
Заслушав доклад судьи <адрес>вого суда Пичуева В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ингодинского района г. Читы обратился в суд с заявлением, ссылаясь на следующее.
Прокуратурой Ингодинского района г. Читы в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Ингодинского района г. Читы проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части обеспечения общедоступности, обязательности, бесплатности и безопасности общего образования детей. В результате проверки было установлено, что во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях района допускаются нарушения законодательства об образовании, учащиеся школ ненадлежащим образом обеспечиваются учебниками, вследствие чего родители детей вынуждены приобретать учебники за счет собственных средств, что нарушает право учащихся на получение бесплатного общего образования. Просил суд признать незаконным бездействие Министерства финансов Забайкальского края, администрации городского округа «Город Чита» по обеспечению в полном объеме общеобразовательных учреждений Ингодинского района г. Читы учебниками и учебными пособиями. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» произвести расчет суммы, необходимой для приобретения в полном объеме учебников и учебных пособий и обеспечения ими общеобразовательных учреждений Ингодинского района г. Читы в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Министерство финансов Забайкальского края выделить за счет средств казны <адрес> в бюджет администрации городского округа «Город Чита» денежные средства на приобретение учебников и учебных пособий для муниципальных общеобразовательных учреждений «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Средняя общеобразовательная школа №», «Центр образования», «Начальная общеобразовательная школа №» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать вышеперечисленные муниципальные общеобразовательные учреждения и администрацию городского округа «Город Чита» приобрести на выделенные денежные средства учебники и учебные пособия в течение 2 месяцев с момента поступления денежных средств в бюджет администрации городского округа «Город Чита».
В ходе судебного разбирательства судом привлечены в качестве соответчика Правительство Забайкальского края, в качестве 3-х лиц на стороне ответчиков Министерство образования <адрес>, Комитет финансов Администрации ГО «Город Чита».
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Министерства финансов <адрес> Гудкова Н.Г. просит решение суда отменить, считает, что суд неправильно применил нормы материального права. Ссылается на то, что Министерство финансов <адрес> не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку это финансовый орган, который обеспечивает финансирование расходных обязательств и не является уполномоченным органом по обеспечению учебниками и учебными пособиями учебные заведения. Как финансовый орган Министерство финансов <адрес> свои обязательства выполнило, перечислило в бюджет городского округа «Город Чита» субвенции в полном объеме, согласно заявкам, поданным Министерством образования, науки и молодежной политики <адрес> в установленном порядке. При этом обращает внимание на то, что истцом не был представлен расчет иска, не представлены доказательства, свидетельствующие о размере потребности по каждому учебному заведению.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора <адрес>вой прокуратуры Выскубовой С.А., явившихся в судебное заседание представителей: Министерства финансов Забайкальского края Гудковой Н.Г.поддержавшей жалобу, Комитета образования Администрации городского округа «Город Чита» Быковой С.В., Комитета по финансам Администрации городского округа «Город Чита» Петрика А.В., полагавших решение суда правильным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации» (пп.13 п. 2 ст. 26.3) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ.
В связи с вышеизложенным финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на субъекты Российской Федерации.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований и возлагая обязанность на Министерство финансов <адрес> выделить за счет средств казны субъекта Российской Федерации в бюджет администрации городского округа «Город Чита» необходимые денежные средства на приобретение учебников, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и в соответствии с требованиями закона, регулирующего данные правоотношения обоснованно исходил из того, что выделенных субвенций на указанные цели на 2010-2011 годы недостаточно. При формировании бюджета на 2010 год предложения муниципальных районов и городских округов не учтены, заявки школ удовлетворяются без учета фактических потребностей в учебниках и учебных пособий, денежные средства выделяются без учета реальной стоимости учебников.
В связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что недостаточность финансирования влечет нарушение конституционных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования.
Выводы суда мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении, и оснований для признания таких выводов неправильными не установлено.
В соответствии с решением суда на Министерство финансов <адрес> возложена обязанность финансирования потребности общеобразовательных учреждений в учебной литературе в полном объеме.
Вместе с тем, указанное обязательство нельзя оценивать в отрыве от обязанности органа государственной власти субъекта Российской Федерации в лице Правительства Забайкальского края по принятию соответствующих решений о выделении суммы, достаточной для исполнения полномочий по предоставленною бесплатного образования, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, приведенным выше Федеральным законом, Законом Российской Федерации «Об образовании.
Из решения суда не следует, что обязанность по обеспечению образовательных учреждений учебниками переложена на финансовый орган в лице Министерства финансов края.
Привлеченные к участию в деле представители образовательных учреждений подтвердили суду факт отсутствия средств для приобретения учебной литературы в количестве, достаточном для обеспечения каждого учащегося, а также факт занижения потребности учебного заведения в учебной литературе при составлении заявок.
Правительство Забайкальского края, как ответчик по делу, Комитет образования городского округа «Город Чита», как третье лицо на стороне ответчика, не представили расчета суммы, необходимой для удовлетворения потребности учебных заведений в учебниках.
Установив, что возложенная приведенными выше нормативными актами на государственные органы обязанность исполняется не полном объеме, суд принял решение о понуждении Комитета образования городского округа к установлению потребности в учебниках и определению суммы, необходимой для ее удовлетворения, и, с учетом установленной суммы, о понуждении государственного органа субъекта Российской Федерации к выделению суммы учебным заведениям, предоставляющим основное общее образование на территории Ингодинского района г. Читы.
Доводы кассатора о том, что Министерство финансов осуществляет финансирование расходных обязательств надлежащим образом в соответствии с нормами действующего законодательства не опровергают выводов суда о недостаточности выделенных средств для обеспечения школы учебниками и учебными пособиями.
Другие изложенные в кассационной жалобе доводы сводятся, по сути, к несогласию с выводами суда, не могут повлиять на их правильность, а поэтому подлежат отклонению.
Оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства финансов <адрес> Гудковой Н.Г.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи