Председательствующий по делу Дело №
судья Сафонова Е. В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Иванова А. В.
и судей областного суда Кузнецовой О. А.
Чайкиной Е. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское дело по иску ИП Степанова А.И. к Менжуровой М.В. и Жердевой Т.Ю. о возмещении ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей и встречному иску Менжуровой М.В. и Жердевой Т.Ю. к ИП Степанову А.И. о взыскании задолженности по заработной плате,
по кассационным жалобам Менжуровой М. В., Жердевой Т. Ю.,
на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено, исковые требования Степанова А. И. удовлетворить.
Взыскать с Менжуровой М.В. и Жердевой Т.Ю. в пользу Степанова А.И. в счет возмещения ущерба, причиненного работниками при исполнении трудовых обязанностей по 13052 рубля с каждой.
Взыскать с Менжуровой М.В. и Жердевой Т.Ю. в пользу Степанова А.И. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины по 520 рублей с каждой.
Встречные исковые требования Менжуровой М.В. и Жердевой Т.Ю. к ИП Степанову А.И. о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворить частично.
Взыскать с ИП Степанова А.И. задолженность по заработной плате в пользу Менжуровой М.В. 3482 рубля 55 копеек, в пользу Жердевой Т.Ю. – 3612 рублей 55 копеек.
В остальной части встречные исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с ИП Степанова А.И. государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Оловяннинский район» в размере 400 рублей.
Заслушав доклад судьи краевого суда Иванова А. В., судебная коллегия
установила:
ИП Степанов А. И. обратился в суд с вышеуказанным иском к Менжуровой М. В. и Жердевой Т. Ю. с требованием о возмещении ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, указывая на то, что с <Дата> по <Дата> в торговом павильоне «Байкал» расположенном по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, ст. Степь, ул. Комарова ответчики работали в качестве продавцов промышленных товаров, и с ними были заключены договоры о полной материальной ответственности.
Проведенной <Дата> ревизией была выявлена недостача товаров на сумму 13052 руб. в отношении продавца Менжуровой М. В., и такая же сумма в отношении продавца Жердевой Т. Ю..
Истец просил взыскать с ответчиков в счет возмещения ущерба по 13052 рублей с каждой, судебные расходы по оплате государственной пошлины 520 рублей с каждой.
В ходе судебного разбирательства истцами Менжуровой М. В. и Жердевой Т. Ю. подан встречный иск к ответчику ИП Степанову А. И..
Жердева Т. Ю. и Менжурова М. В. во встречном иске указали, что работали у ответчика с <Дата> в должностях продавцов в павильоне «Байкал» ст. Степь, приказами о приеме на работу от <Дата> им была установлена заработная плата в виде оклада в размере 2100 рублей в месяц, в также надбавки в размере 1470 рублей. Заработную плату в течение 2009-2010 года ответчик выплачивал в меньшем размере, чем установлено трудовым договором и действующим законодательством. В настоящее время минимальный размер заработной платы составляет 5800 рублей, в период с 2009-2010 года ответчик выплачивал зарплату ниже установленного минимального размера оплаты труда, тем самым не доплатил Жердевой Т. Ю. заработную плату в размере 35758 рублей, Менжуровой М. В. – 38112 рублей. Просили взыскать с ответчика в пользу истцов указанную задолженность по выплате заработной платы.
Определением судьи дело по иску ИП Степанова А. И. и по искам Менжуровой М. В., Жердевой Т. Ю. объединены в одно производство.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационных жалобах ответчики Менжурова М. В. и Жердева Т. Ю. с решением суда не согласны, просят его отменить в части взыскания суммы ущерба. Считают решение суда в этой части незаконным и необоснованным по тем основаниям, что договор о полной материальной ответственности не действовал, и результаты инвентаризации вследствие нарушения истцом порядка её оформления и проведения нельзя признать достоверным. Договор о полной материальной ответственности на период работы с 1 июля по <Дата> не заключался, следовательно, никаких договорных обязательств о полной материальной ответственности перед Степановым ответчики не имели. Кроме того, указанный договор в период обнаружения недостачи не действовал, и оснований для возложения полной материальной ответственности на ответчиков у суда не имелось. При проведении ревизии ИП Степановым А. И. были допущены нарушения.
ИП Степанов А. И., ответчики Менжурова М. В. и Жердева Т. Ю. в суд кассационной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителя истца по доверенности Попова С. Г., считавшего решение суда правильным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст.242-244 Трудового кодекса РФ на работника, с которым работодателем заключен договор о полной материальной ответственности, возлагается материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба.
Согласно ст.238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Как следует из материалов дела, на основании договора от <Дата> Менжурова М. В. и Жердева Т. Ю. приняли на себя полную материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных им материальных ценностей (л.д. л.д. 10 – 12).
Материалами дела подтверждается, что при проведении инвентаризации установлен факт недостачи в торговом павильоне «Байкал». Данные обстоятельства подтверждаются актом списания товарно-материальных ценностей и сличительной ведомостью (л.д. л.д 15 – 32), расчётом взыскиваемых сумм (л.д. 33).
Из разъяснений, содержащихся в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата> № «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», следует, что к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности. Если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.
Правомерность заключения с ответчиками договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности и наличие недостачи установлено судом и подтверждено материалами дела, поэтому отсутствие вины в причинении ущерба и образовании недостачи доказывается работником. Таких доказательств ответчиками Менжуровой М. В. и Жердевой Т. Ю. суду не представлено. От объяснений ответчики отказались, о чём составлены акты (л.д. л.д. 78 – 79).
В связи с чем, суд правильно установил, что указанная недостача возникла по вине продавцов, выразившейся в непринятии должных мер для сохранности вверенных им товарно-материальных ценностей, удовлетворил требования и взыскал в пользу ИП Степанова А. И. по 13052 руб. с каждой из ответчиц. Не согласиться с данным выводом нельзя.
Ссылки в кассационных жалобах как на недопустимое доказательство договор о полной бригадной материальной ответственности ввиду истечения срока его действия коллегия находит необоснованными, поскольку работа выполняемая ответчиками предполагала постоянный характер, договор о материальной ответственности не содержит сведений об окончании срока его действия, вследствие чего он сохранял свою силу после перезаключения с ответчиками трудовых договоров на новый срок и не требовал перезаключения.
Не могут быть приняты в качестве обоснованных также доводы кассационных жалоб о нарушении работодателем порядка проведения инвентаризации, поскольку таких нарушений судом не установлено, с чем судебная коллегия считает возможным согласиться.
При таком положении, суд полно и правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к правильным выводам и удовлетворил требования ИП Степанова А. И.. Оснований для отмены решения суда по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от <Дата> оставить без изменения, кассационные жалобы Менжуровой М.В., Жердевой Т.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий: Иванов А. В.
Судьи: Кузнецова О. А.
Чайкина Е. В.