Председательствующий по делу Дело № 33-1375-2011
судья Сафонова Е.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей: Васильевой Т.И., Карабельского А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 03 мая 2011 г. гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) к Березовскому С.А. о взыскании денежных средств в регрессном порядке
по кассационной жалобе ответчика Березовского С.А.
на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2011 года, которым постановлено исковые требования Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края удовлетворить.
Взыскать с Березовского С.А. в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Взыскать с Березовского С.А. в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой O.K., судебная коллегия
установила:
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края обратилось в суд с заявлением, ссылаясь на следующее. Приговором Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 20 августа 2007 г., вступившим в законную силу, Березовский С.А. признан виновным в совершении убийства И. 03 октября 2007 г. в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в Оловяннинском районе обратилась Ш. (законный представитель И1, 21 мая 2007 года рождения) с заявлением о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца в лице И. Указанная пенсия пенсионным органом назначена и выплачивается по настоящее время. Действия Березовского С.А., совершившего преступление против жизни и здоровья человека, повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий по случаю потери кормильца, тем самым, причинив Пенсионному фонду РФ материальный ущерб в размере <данные изъяты> рублей. С учетом изложенного, истец в соответствии со ст.ст.1064 и 1081 ГК РФ просил суд взыскать с ответчика в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) выплаченную И1 пенсию по случаю потери кормильца в размере <данные изъяты> рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик Березовский С.А. просит решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального права и без выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель Управления Пенсионного фонда в РФ (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) Токтонова Т.Н. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление Пенсионного фонда в РФ (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) и Березовский С.А., будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке посредством почтовой связи, в суд не явились. Истец о причинах неявки не сообщил, Березовский С.А. находится в местах лишения свободы. С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в соответствии с ч.2 ст.354 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с п.1 ст.1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
По смыслу приведенной нормы закона право регрессного требования возникает у лица, возместившего вред, причиненный другим лицом.
Разрешая спор, суд не принял во внимание положения ст.1089 ГК РФ, регулирующей правоотношения, связанные с возмещением вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, и пришел к неправильному выводу об удовлетворении заявленного иска.
В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно п.1 и п.2 ст.1089 ГК РФ лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, определенного по правилам статьи 1086 настоящего Кодекса, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком (доходом) включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты. При определении размера возмещения вреда пенсии, назначенные лицам в связи со смертью кормильца, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после смерти кормильца, а также заработок (доход) и стипендия, получаемые этими лицами, в счет возмещения им вреда не засчитываются.
Положениями ст.1086 ГК РФ определена возможность определения размера утраченного заработка, подлежащего выплате в качестве возмещения вреда (применительно к настоящему делу по случаю потери кормильца), как в отношении работающего на момент причинения вреда кормильца, так и в отношении неработающего кормильца.
Таким образом, обязанность Березовского С.А. по возмещению вреда возникает из положений ст.ст.1064 и 1089 ГК РФ. В соответствии с указанными положениями закона ответчик обязан возместить вред, причиненный смертью кормильца, в размере утраченного заработка, определенного по правилам ст.1086 ГК РФ. В объем возмещения вреда пенсия по случаю потери кормильца не засчитывается.
Обязанность возмещения вреда за лицо, причинившее вред в связи со смертью кормильца, на пенсионный орган законом не возложена.
В соответствии со ст.2 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
Назначение и выплата трудовой пенсии по случаю потери кормильца осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда РФ за счет средств бюджета названного фонда (ст. 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.5 и п.3 ст.9 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Выплата трудовой пенсии по случаю потери кормильца возможна вне зависимости от выплаты сумм в возмещение вреда, при этом указанная пенсия подлежит выплате и в случае назначения и выплаты сумм в возмещение вреда в соответствии с положениями ст.ст.1064 и 1089 ГК РФ.
Выплата пенсионным органом трудовой пенсии по случаю потери кормильца не является вредом, подлежащим возмещению по правилам ст.ст.1064 и 1081 ГК РФ. Назначение и выплата трудовой пенсии по случаю потери кормильца обусловлены ее социально-страховым характером. Указанная пенсия подлежит назначению и выплате в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принятым в целях реализации гарантированного ст.39 Конституции РФ права граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности и потери кормильца. Выплата пенсии по случаю потери кормильца не является обязанностью ответчика, вытекающей из причиненного им вреда.
При разрешении спора судом не было учтено, что пенсия по случаю потери кормильца как правовая категория не тождественна ежемесячным суммам в возмещение вреда, причиненного по случаю потери кормильца и ей не может придаваться не свойственное ее социально-правовой природе значение – быть выплатой в возмещение вреда, причиненного по случаю кормильца.
С учетом изложенного оснований полагать, что выплачивая пенсию по случаю потери кормильца, пенсионный орган возмещает вред, причиненный Березовским С.А., не имелось.
Кроме того, действующим пенсионным законодательством право регрессного требования для территориальных органов Пенсионного фонда РФ не предусмотрено.
При таком положении решение суда об удовлетворении заявленного требования признать законным нельзя, в силу п.4 ч.2 ст.362 ГПК РФ оно подлежит отмене.
Поскольку имеющие юридическое значение обстоятельства установлены из материалов дела, но судом допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на рассмотрение в районный суд, вынести новое решение об отказе пенсионному органу в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2011 года отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении иска Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) к Березовскому С.А. о взыскании денежных средств в регрессном порядке отказать.
Председательствующий:
Судьи: